Пневма
Пне́вма (греч. πνεῦμα – дуновение, дыхание, воздух, дух, от πνέω – дуть, дышать), термин древнегреческой философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. обозначал элемент «воздуха». Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена – Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 гг. до н. э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневма как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. н. э. (объяснявшую всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о «жизненных духах» (лат. spiritus vitales) в крови и нервах у А. Везалия и Р. Декарта.
В стоицизме пневма – тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа – смесь огня и воздуха), отождествляемая с панкосмическим имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа – тело, но различающаяся при этом степенью интенсивности (греч. τόνος), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень, сообщающая единство неорганическим телам; 2) «природа» (греч. φύσις), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос). Каждая пневматическая система имеет свой центр управления – «руководящую часть» (греч. τό ἡγεμονικόν), соединяющуюся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом – в эфире (у Зенона из Кития и Хрисиппа) или солнце (у Клеанфа).
Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже новой эры: уже в книге Премудрости Соломона пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой «божественный дух» – высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеческой души, а также принцип пророческого познания, превосходящий человеческий интеллект и даруемый Богом. В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе – между светом и тьмой, «горним» и «дольним» мирами; в человеке – между телом и душой (воздушная оболочка души, квинтэссенция, астральное тело). В алхимии пневма – таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определённой цели [например, превращения металлов в золото; «дух мира» (лат. spiritus mundi) у Агриппы Неттесгеймского]. В неоплатонизме пневма – посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
В христианском богословии Πνεῦμα ῞Αγιον – Святой Дух, 3-е лицо Троицы.