Субъект
Субъе́кт (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от суб... и jacio – бросать, класть основание), категория теории познания, обозначающая носителя практической или познавательной деятельности, направленной на объект; субъект является необходимым полюсом субъектно-объектных отношений. Термин «субъект» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Для Аристотеля, например, это и индивидуальное бытие, и материя – неоформленная субстанция, в средневековой философии под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего реально существующих. Современная трактовка понятия «субъект» берёт начало в философии Нового времени и связана с характерным для неё субъектоцентризмом: у Р. Декарта резкое противопоставление субъекта и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и обоснования знания с точки зрения его достоверности, субъект истолковывается как активное начало в познавательном процессе.
Большинство представителей классической философии отождествляли субъект с центром сознания, с «Я». Для современной философии субъект – это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включённый в определённую культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно по отношению к самому индивиду субъект выступает как «Я», по отношению к иным людям – как «другой», по отношению к физическим вещам и предметам культуры – как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве «Я», межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности.
В некоторых психологических, социологических и науковедческих концепциях наряду с индивидуальным выделяется также коллективный (групповой) субъект. Последний понимается как носитель определённых норм деятельности, познания и коллективного сознания, «коллективных представлений», как система взаимоотношений входящих в него индивидов. Коллективный субъект, так же как и индивидуальный, существует в пространстве и времени и предполагает отношения с другими коллективными субъектами, но, в отличие от индивидуального, не имеет структуры «Я».