«Феноменология духа»
«Феноменоло́гия ду́ха» («Phänomenologie des Geistes»), опубликованный в 1807 г. первый крупный труд Г. В. Ф. Гегеля, в котором исследуется опыт естественного сознания на пути к абсолютному знанию, проходящий через такие формообразования, как сознание, самосознание, рассудок, разум и дух, вплоть до самого абсолютного знания.
История создания
Работа была написана в 1805–1806 гг. в г. Йена. Последние её страницы дописывались Гегелем в ночь битвы при Йене-Ауэрштедте (14 октября 1806). Опубликована в апреле 1807 г. в издательстве Й. А. Гёбхарта (Бамберг – Вюрцбург). Выход работы знаменует собой переход философа от ранней йенской системы, где феноменология не играла никакой роли, к проекту системы, основанной на ней. Такое место феноменологии в системе было отражено в полном заглавии труда в его первом издании: «Система наук. Часть первая. Наука феноменологии духа» («System der Wissenschaften. Erster Teil. Die Wissenschaft der Phänomenologie des Geistes»). Первоначально книгу планировалось назвать «Наука об опыте сознания» («Wissenschaft der Erfahrung des Bewußtseins»), это название даже сохранилось в части тиража первого издания книги.
По замыслу Гегеля, за феноменологией духа должна была следовать наука логики, а за ней уже две реальные науки: философия природы и философия духа. Позднее он отказался от такой структуры, обосновав систему философских наук только в логике, поскольку понял, что характер таковой позволяет ей обосновывать себя саму. Это означало и то, что она может служить основанием всей системы. Но даже в таком варианте феноменология какое-то время из перспективы логики могла рассматриваться как способ образования индивида до уровня абсолютной науки, и прежде всего приведения его к такой позиции, на которой снимается противоположность между сознанием и его предметом. Об этом свидетельствует введение в «Науку логики» («Wissenschaft der Logik»), где Гегель пишет, что «в настоящем произведении понятие чистой науки и его дедукция берутся как предпосылка постольку, поскольку феноменология духа есть не что иное, как дедукция его», а «чистая наука… предполагает освобождение от противоположности сознания [и его предмета]» (Гегель. 1970. С. 102). В итоговом варианте системы, изложенном Гегелем в «Энциклопедии философских наук» («Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften»), феноменология была исключена из системы, а её содержание частично воспроизведено в науке логики и философии духа. Сам Гегель планировал второе, отредактированное издание «Феноменологии духа» в 1832 г., но не осуществил свой замысел, успев переработать только первые несколько листов предисловия, поскольку скончался в ноябре 1831 г. При планировании этого издания он охарактеризовал «Феноменологию духа» в качестве «своеобразной ранней работы».
Структура и основные идеи
Структурно книга состоит из предисловия (ко всей системе), введения (непосредственно к науке феноменологии духа) и 8 разделов: 1) Чувственная достоверность, или «это» и мнение; 2) Восприятие, или вещь и иллюзия; 3) Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир; 4) Истина достоверности себя самого; 5) Достоверность и истина разума; 6) Дух; 7) Религия; 8) Абсолютное знание. Некоторые из разделов имеют дальнейшее деление, частично предусмотренное самим автором, частично введённое более поздними издателями.
Предисловие написано Гегелем в более популярном ключе, нежели остальные фрагменты трактата. Здесь говорится, что в науке важен не только изолированный результат, но и становление этого результата, а также формулируется принцип всей системы – тождество субстанции и субъекта: «На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект» (Гегель. 2000. С. 15). Тождество субстанции и субъекта в его действительности связывается с понятием духа. Оно проясняет и образовательную задачу «вывести индивида из его необразованной точки зрения» (Гегель. 2000. С. 20) и образовать его до позиции абсолютной науки – духа как всеобщего, обладающего самосознанием индивида. Методологически философское познание как абсолютная наука отличается от математического и исторического. Математическое познание фиксируется исключительно на величине, что, с одной стороны, придает ему очевидность, которой математика «гордится и кичится перед философией» (Гегель. 2000. С. 28), но, с другой стороны, ограничивает её чем-то несущественным, не позволяя математике пробиться к самой сути дела. Исторические же истины являются случайными и произвольными, касаются только единичного, а потому лишены существенности и необходимости, характерных для философского познания. Последнее же есть познание в понятиях, рассматривающее определение, поскольку оно существенно, а существенность эта вместе с тем является действительной. Философское познание враждебно абстрактности. Существо такого познания как познания в понятиях состоит в конкретизации абстрактного, выявлении в нём мыслимых определений, противоположных друг другу, но вместе с тем и связанных в единстве понятия, которому они принадлежат. Для этого требуется спекулятивное мышление, которое выражается в спекулятивном предложении, разрушающем форму суждения, различающую субъект и предикат.
Во «Введении» критикуется естественное философское представление о том, что прежде чем приступать к познанию, нужно проверить, насколько оно возможно. Это предполагает, что познание и его предмет отличны друг от друга, и есть что-то, что существует в себе, и что-то, что только явлено для познания. На самом деле, «наука, тем самым, что выступает на сцену, сама есть некоторое явление (Erscheinung); ее выступление еще не есть она сама во всей полноте и развитии ее истины», «но наука должна освободиться от этой видимости (Schein); и достигнуть этого она может только тем, что обратится против этой видимости» (Гегель. 2000. С. 47). Для этого и следует предпринять изложение являющегося знания в феноменологии духа. Цель являющегося знания «там, где знанию нет необходимости выходить за пределы самого себя, где оно находит само себя и где понятие соответствует предмету, а предмет – понятию» (Гегель. 2000. С. 49). Движение к этой цели является диалектическим, сознание совершает его в самом себе – и a) в отношении своего предмета, и b) в отношении своего знания о предмете. Из этого движения для него возникает новый истинный предмет. Такое диалектическое движение и является опытом сознания. Вместе с тем возникновение нового предмета не уничтожает полностью прежний. Путь к цели сознания – к абсолютной науке – сам уже есть наука, которая по своему содержанию выступает наукой об опыте сознания. Двигаясь по нему, оно достигнет пункта, где «явление становится равным сущности» (Гегель. 2000. С. 53), а значит, изображение сознания совпадает с подлинной наукой о духе. Само сознание при этом откажется от иллюзии того, что оно обременено чем-то чужеродным.
В 1-м разделе описывается опыт непосредственного знания, которое является знанием непосредственного, т. е. сущего. Оно кажется самым богатым и достоверным познанием, но на опыте узнаёт, что по своей истине оно является познанием самым бедным. О том, что оно знает, оно может сказать только то, что оно есть. Оно знает только бытие. Причём индивидуальный предмет такого знания постоянно им упускается.
Во 2-м разделе анализируется вещь, понятая в качестве «также» (das Auch) различных свойств. Она есть как одно, так и множество (свойств). Феноменология духа показывает противоречивость опыта такой вещи: сознание не может определить для себя, является ли вещь сама по себе такой композицией или же это эффект, который производит само сознание. В восприятии вещности вещи как единичной противостоит всеобщность её свойств.
В 3-м разделе обсуждается понятие силы (Kraft). Результатом её движения «оказывается безусловно-всеобщее как непредметное или как “внутреннее” вещей» (Гегель. 2000. С. 75). То, что для силы выступает как иное, возбуждает её ко внешнему проявлению, но также и к возвращению в самоё себя. И это есть сама сила. В ходе свойственного ей диалектического движения она соотносится с «подлинной сущностью вещей», которая не является непосредственно для сознания. То, что позволяет проникнуть к этой внутренней основе, является рассудком. Для рассудка внутреннее обнаруживается как всеобщее, а последнее – как закон явления. Однако сверхчувственное царство законов обращается в свою противоположность. Тем самым образуется мир наизнанку.
4-й раздел посвящён самосознанию. Это один из самых дебатируемых разделов «Феноменологии духа» в 20 в., прежде всего из-за «диалектики раба и господина» Вместе с самосознанием наука вступает в царство истины. Самосознание – это возвращение сознания из инобытия. Самосознание является прежде всего сознанием. В таком качестве оно представляет собой прежде всего движение, а именно движение различения. Но в таком различении оно может различить только себя от себя самого, а потому это различие оказывается для него непосредственно снятым в качестве инобытия. Это различие не есть для него. И благодаря этому самосознание обнаруживает себя только как лишенная динамики тавтология: я есть я. Самосознание раздваивается и предстает как взаимоотношение двух самосознаний, каждое из которых находит себя в другом. В борьбе за взаимное признание друг друга, проходящей через страх смерти, складываются самосознания раба и господина. Свобода самосознания, независимость его от положения раба или господина и внешних обстоятельств вообще, представлена здесь такими явлениями в истории духа, как стоицизм (абстрактная свобода, «равнодушная к естественному наличному бытию») и скептицизм (отрицание этого наличного бытия и неизбежное восстановление его значимости в практических действиях). Такое непреодолённое противоречие определяет и характер «несчастного, раздвоенного внутри себя сознания». 4-й раздел «Феноменологии духа» является одним из самых известных и широко обсуждаемых в современной историографии, прежде всего благодаря значимости развиваемой здесь диалектики господского и рабского самосознаний.
5-й раздел трактата связан с понятием разума: «Разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность…» (Гегель. 2000. С. 122). Гегель обсуждает здесь т. н. наблюдающий разум, причём предметом наблюдения для него может быть как неорганическая, так и органическая природа, а также самосознание. В последнем случае наблюдению могут подлежать законы мышления, психологические законы, законы индивидуальности. Особо выделяется наблюдение самосознания в его непосредственной действительности (физиогномика и френология). Дальнейшее движение явления знания состоит в претворении разумного самосознания в действительность им самим в царстве нравственности, которая «есть не что иное, как абсолютное духовное единство сущности индивидов в их самостоятельной действительности…» (Гегель. 2000. С. 180). Развитие этой формы приводит к становлению морали. В этой связи разбираются такие понятия, как удовольствие, необходимость, закон сердца, закон действительности, бунт индивидуальности (как безумие самомнения). Важен анализ разума, предписывающего законы, и разума, проверяющего законы.
В 6-м разделе рассматривается дух: сам «разум есть дух, так как достоверность того, что он – вся реальность, возведена в истину; и разум сознает себя самого как свой мир, а мир – как себя самого». (Гегель. 2000. С. 223). Дух содержит в себе следующие моменты: 1) истинный дух и нравственность; 2) дух, отчуждённый от самого себя, и образованность; 3) дух, обладающий достоверностью себя самого (моральность). В связи с этими понятиями в разделе даётся интерпретация семье, вине, судьбе, правовому состоянию, просвещению, абсолютной свободе и ужасу, моральному мировоззрению, совести, прекраснодушию, злу и его прощению.
7-й раздел, темой которого является религия, распадается на три подраздела: 1) Естественная религия; 2) Художественная религия; 3) Религия откровения. Религия есть завершение духа, его чистое самосознание. В ней его моменты вернулись в свою основу, но при этом составили действительность духа, поскольку он существует в качестве наличного. На уровне естественной религии дух последовательно раскрывается как a) светлое существо, которое расточает свою простоту в бесконечности форм, принося себя в жертву негативности и бытию для себя. Благодаря этому в его субстанции выделяются и приобретают устойчивость многообразные единичные духи, более сильные и более слабые. Дух за счет этого обнаруживает себя как b) движение, исполненное вражды между ними, которое направлено от невинности религии цветов к серьезности, борьбе и вине животной религии, и, далее, как c) мастер, который производит самого себя как предмет, но ещё не произвёл мысли о себе. Художественная религия представляет абсолютное как a) абстрактное произведение искусства (изображение божества, гимн, культ), b) живое произведение искусства (мистерия хлеба и вина, культ Цереры и Вакха) и c) духовное произведение искусства (эпос, трагедия, комедия). Художественная религия создаёт предпосылку для появления религии откровения, главным содержанием которой является действительность вочеловечивания Бога. Развитие понятия религии откровения влечёт за собой раскрытие понятий: a) триединства (понятие духа внутри себя самого), b) царства сына (дух в своём овнешнении) и c) царство духа (дух в своём осуществлении).
В 8-м разделе описывается абсолютное знание, вобравшее в себя все предшествующие формы явления знания. Оно есть знание того, что абсолютное содержание, которое уже открыло себя в религии, есть своё собственное действие. Оно есть дух, знающий себя в формообразовании духа. И как таковое оно является знанием, постигающим в понятии. Здесь «истина не только в себе совершенно равна достоверности, но также имеет форму достоверности себя самого…» (Гегель. 2000. С. 404). Дух, являющийся сознанию, т. е. порождённый сознанием, и есть наука. Достигший себя в этом дух возвращается к своему наличному бытию. Здесь совершилось «откровение глубины» (Гегель. 2000. С. 410), которая и есть абсолютное понятие.
Влияние
«Феноменология духа» оказала влияние на последующую философскую мысль, которое сложно переоценить. К. Маркс назвал этот труд «истинным истоком и тайной гегелевской философии» (Маркс. 1974. С. 155). Многим этому сочинению обязан В. Дильтей, особенно в плане проблематики объективного духа. Интерпретации трактата, особенно введению в него, уделял много внимания М. Хайдеггер. К нему неоднократно обращался и его ученик Х.-Г. Гадамер, а также современные немецкие историки философии – В. Виланд, В. Маркс, О. Пёггелер, К.-А. Шайер и др. Рецепция «Феноменологии духа» оказалась решающей для становления итальянского (Б. Кроче, Дж. Джентиле) и особенно французского (Ж. Валь, Ж. Ипполит, А. Кожев) изводов неогегельянства. Феноменология Гегеля является одним из теоретических источников феноменологической онтологии Ж.-П. Сартра. Трактат остаётся также предметом неизменного интереса у российских мыслителей (Г. Г. Шпет, Э. В. Ильенков, Н. В. Мотрошилова, М. Ф. Быкова и др.).