«Энциклопедия философских наук»
«Энциклопе́дия филосо́фских нау́к» («Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften»), одно из главных произведений Г. В. Ф. Гегеля, в котором в наиболее завершённом виде отражены структура и содержание итогового варианта его философской системы.
История создания и структура трактата
Книга впервые увидела свет в 1817 г. в г. Гейдельберг в университетском книжном издательстве Августа Оствальда. Полное название – «Энциклопедия философских наук в общем очерке» («Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse»). Должна была выполнять также дидактическую функцию – служить руководством для слушателей лекций Гегеля. При жизни автора издавалась ещё дважды: в 1827 г. (объём её после переработки увеличился почти в два раза по сравнению с 1-м изданием) и в 1830 г. – издание также было переработанным, особенно это касалось философии духа.
Структура трактата повторяет устройство гегелевской системы философских наук, которая, в свою очередь, воспроизводит динамику бытия абсолютного. Последнее Гегель понимает как абсолютную идею, т. е. такое сущее в собственном смысле абсолютное мышление, которое мыслит себя самого. В систему наук и соответственно в структуру произведения входят следующие науки (части в книге): 1) наука логики, которая исследует абсолютную идею, какой она есть в себе и для себя, т. е. в абстрактной стихии мышления (1-я часть «Энциклопедии…», т. н. малая логика в отличие от «большой логики» – отдельного более раннего трактата по этой науке); 2) философия природы, исследующая идею в её инобытии в природе (2-я часть «Энциклопедии…»); 3) философия духа, предметом которой выступает возвращение абсолютной идеи из бессознательного инобытия в природе к себе самой в духе (3-я часть «Энциклопедии…»). Все три части трактата имеют сплошную нумерацию параграфов.
Трактат в целом в его актуальном виде предваряют предисловия к трём изданиям, речь Гегеля, произнесённая им при открытии чтений лекций в Берлине 22 октября 1818 г., и введение (§§ 1–18).
Основные идеи
Во введении философия определяется «как мыслящее рассмотрение предметов» (Гегель. Т. 1. 1974. С. 85). Здесь обсуждается её отношение с другими духовными формами, корреляция философии с её историей, обосновывается необходимость научного и систематического характера философии, обозначается устройство системы наук. В такой системе «каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в её особенной определённости или как особенный момент целого» (Гегель. Т. 1. С. 100).
Первая часть – «Наука логики» – открывается т. н. предварительным понятием (§§ 19–83). Важнейшим его содержанием является обсуждение трёх отношений мысли к объективности, которое отсутствует в «большой логике». Оно проливает свет на понимание Гегелем места своей системы среди других типов философского мышления и позволяет понять предварительную трактовку принципа его философии. К этим отношениям принадлежат: 1) метафизика (§§ 26–36), наивный образ мышления, не осознающий в мышлении противоположности самому себе, 2) (a) эмпиризм и (b) критическая философия (§§ 37–60), 3) непосредственное знание (§§ 61–78).
Сама логика делится на три раздела: 1) учение о бытии (§§ 84–111), 2) учение о сущности (§§ 112–159), 3) учение о понятии (§§ 160–224).
В учении о бытии рассматриваются (a) качество, (b) количество, (c) мера. Бытие характеризуется как понятие только в себе. Чистое бытие есть одновременно и чистая мысль, а потому оно образует начало логики. Оно чистая абстракция. Как таковое оно тождественно ничто, которое также полностью лишено логических определений и в этом тождественно бытию (§ 87). Говоря о качестве, Гегель рассматривает кроме чистого бытия также наличное бытие (Dasein) и для-себя-бытие. К количеству относятся чистое количество, определённое количество и степень. Мера интерпретируется как качественно определённое количество (§ 107).
Учение о сущности предполагает экспликацию (a) сущности как основания существования, (b) явления и (c) действительности. В первом случае особо интересными представляются трактовки понятия существования и вещи. Явление предполагает, что сущность должна являться (§ 131). В контексте понятия явления в логике прорабатывается диалектическая пара содержания и формы (§§ 133–134). Рассмотрение понятия явления завершается разбором понятия отношения. В связи с действительностью Гегель раскрывает категории, которые И. Кантом включались в группу категорий отношения: субстанциальное, причинное и взаимодействие.
В учении о понятии выделяются разделы: (a) о субъективном понятии, (b) об объекте и (c) об идее. Анализ субъективного понятия включает разработку понятия как такового, суждения и умозаключения. При этом суждение трактуется как понятие в его особенности, а умозаключение – как единство понятия и суждения. Объект как бытие, которое непосредственно благодаря равнодушию к различию, снятому в нём (§ 194), включает в себя такие определения, как механизм, химизм и телеология. Идея включает в себя определения жизни, познания и, наконец, абсолютной идеи. Жизнь – это непосредственная идея, когда понятие реализовано как душа в теле. Познание включает в себя как собственно познание, так и воление. Абсолютная «идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения» (Гегель. Т. 1. С. 419). Это абсолютная и полная истина, мыслящая себя в качестве мыслящей идеи. Она включает в себя все предыдущие определения логического в качестве снятых.
Второй части – «Философии природы» – предпослано отдельное введение (§§ 245–252), где проводится чёткое различие между физикой и философией природы. К природе можно относиться как теоретически, так и практически. Философия природы – это именно её теоретическое, мыслительное рассмотрение. Физика же подготавливает для философии природы её материал, который сама физика получает из опыта. Для философии опыт не может служить последним подтверждением. Природу Гегель определяет как «идею в форме инобытия» (§ 247). Идея существует здесь как отрицание самой себя, как внешнее.
Философия природы включает в себя три раздела: 1) механика (§§ 253–271), 2) физика (§§ 272–336), 3) органическая физика (§§ 337–376).
Механика предполагает рассмотрение пространства (абстрактная всеобщность вне-себя-бытия природы как идеальная непрерывная и индифферентная рядоположность) и времени (положенная для себя и соотносящаяся с собой отрицательность пространства как созерцаемое становление), далее – материи и движения и, наконец, абсолютной механики, в центре которой находится понятие тяготения. Оно есть «истинное и определённое понятие материальной телесности, которое, реализуясь, возвышается до идеи» (Гегель. Т. 2. 1975. С. 88). Физика распадается на физику всеобщей индивидуальности (стихии и их процессы), физику особенной индивидуальности (удельный вес, сцепление, звук, теплота) и физику тотальной индивидуальности, завершающим моментом которой является химический процесс. К органической физике Гегель относит геологическую природу, растительную природу и животный организм.
Специальное введение предваряет и 3-ю часть «Энциклопедии…» – «Философию духа» (§§ 377–386). Здесь отмечается, что «познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное» (Гегель. Т. 3. 1977. С. 6). Дух имеет предпосылкой природу и является её истиной, но он является и абсолютно первым в отношении природы. Сущность духа – свобода. «Процесс откровения в понятии есть созидание природы как бытия духа, в котором последний даёт себе утверждение и истину своей свободы» (Гегель. Т. 3. С. 29).
Разделами философии духа выступают: 1) субъективный дух (§§ 387–482), 2) объективный дух (§§ 483–552), 3) абсолютный дух (§§ 553–577).
В раздел, посвящённый субъективному духу, включены (a) антропология, (b) феноменология духа и (c) психология. Главный предмет антропологии – душа. Выделяется 3 уровня рассмотрения души: душа как природная (только сущая душа, рассматриваемая только в аспекте самого её существования в качестве всеобщей субстанции), как чувствующая (субъективность акта ощущения) и как действительная (тождество души как внутреннего и тела как внешнего). Феноменология духа говорит о сознании. «Сознание составляет ступень рефлексии, или отношения духа, его развития как явления» (Гегель. Т. 3. С. 218). «Цель духа как сознания состоит в том, чтобы это своё явление сделать тождественным со своей сущностью, поднять достоверность самого себя до истины» (Гегель. Т. 3. С. 223). Выделяются ступени этого возвышения: (a) сознание вообще – предмет вообще, (b) самосознание – «я» как предмет, (c) единство сознания и самосознания (разум, понятие духа). К сфере сознания относятся чувственное сознание, восприятие и рассудок. К сфере самосознания – вожделение, признающее самосознание и всеобщее самосознание. Разум в качестве в-себе-и-для-себя-сущей истины – это «простое тождество субъективности понятия с его объективностью и всеобщностью» (Гегель. Т. 3. С. 250). Предметом психологии выступает дух – истина души и сознания. Дух разделяется на теоретический (созерцание, представление, мышление), практический (практическое чувство, влечение и произвол, счастье) и свободный (свободная воля как единство теоретического и практического духа).
Объективный дух определяется как абсолютная идея, которая является сущей лишь в себе. Он стоит на почве конечности. Его разумность имеется лишь для нас, а не для него, т. е. действительная разумность объективного духа обнаруживается как внешняя, ей не сопутствует разумное самосознание самого объективного духа. Этот дух включает в себя право, моральность и нравственность. К праву относятся собственность, договор и право против нарушенного права. Одним из центральных понятий в правовом контексте оказывается понятие лица как знания свободной воли о себе самой, которое реализуется не в себе самом, а в вещи. Для моральности конститутивными оказываются умысел, намерение и благо, добро и зло. Она предполагает рефлектированную в себя волю. Её определённость положена во внутреннем существе человека (субъективная свобода, свобода в европейском смысле). Нравственность выступает тождеством субъективного и объективного духа, для последнего из них она служит завершением. Здесь субстанция, которая знает себя в качестве свободной, соединяющая и абсолютное долженствование, и бытие, представляет собой дух народа. Области нравственности принадлежат семья (природный дух нравственной субстанции), гражданское общество (относительная тотальность взаимодействия индивидуумов) и государство (самосознающая нравственная субстанция, единство семьи и гражданского общества).
В абсолютном духе реальность понятия духа, тождественная понятию духа, предстаёт как знание абсолютной идеи (§ 553). «Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и возвращённое тождество; единая и всеобщая субстанция как духовная, перводеление (Urteil) на себя и на знание, для которого она существует как таковая» (Гегель. Т. 3. С. 382). Абсолютный дух содержит в себе 3 момента: (a) искусство, (b) религию откровения и (c) философию. Искусство – это форма непосредственного знания духа о себе самом. Оно содержит в себе момент конечности, предполагает произведение, имеющее вид внешнего наличного бытия. Единичная форма не адекватна для раскрытия абсолютного духа. Религия откровения – такая религия, содержанием которой является абсолютный дух. В ней происходит самообнаружение абсолютного: здесь дух есть для духа. Непосредственность и чувственность формы знания духа о себе здесь сняты. В ней абсолютный дух по содержанию «в-себе-и-для-себя-сущий дух природы и духа» (Гегель. Т. 3. С. 390), но это содержание отделено от своей формы – субъективного знания, представления. Знание здесь всё ещё связано с конечными определениями рефлексии. Такое разделение абсолютного содержания и формы знания о нём преодолевается в философии. Эта наука представляет собой единство искусства и религии. Философия – это возвышение к абсолютной форме, которая саму себя определяет как содержание. Она есть познание абсолютного в соответствующей ему стихии – в форме понятий. Философия духа приводит к логике, тому, с чего начиналась система наук, – круг, который тем самым оказывается завершённым.
Влияние
«Энциклопедия философских наук» – одно из самых завершённых произведений Г. В. Ф. Гегеля, хотя на фоне других его крупных работ она отличается большим формализмом и схематичностью. Вряд ли какой-либо другой труд не только у Гегеля, но и в истории философии вообще способен сравниться с ней по универсальности охвата материала и полноте представления философской системы, даже если таковые и достигаются в ущерб детальности проработки. Книга оказала влияние на последующее гегельянство и неогегельянство (Б. Кроче, Дж. Джентиле), марксизм, социально-критическую теорию франкфуртской школы и др. Вместе с тем высказанные здесь идеи дали повод для критики уже современникам Гегеля (А. Тренделенбург, Ф. В. Й. Шеллинг), прежде всего подчинение природы логике, невозможность объяснить отпадения абсолютной идеи от себя в природу. В современной философии критике подвергается и сам замысел создания и изложения всеобъемлющей философской системы (Ж.-Ф. Лиотар).