Монада (в философии)
Мона́да (от греч. μονάς, род. падеж μονάδος – единица, единое), понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа единства, стабильности и формы (в противоположность диаде как принципу неоформленности, множества и материальной текучести) сложилось на основе идей пифагореизма в платоновской древней Афинской академии. В философию Нового времени понятие монады вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно. У Бруно монады отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие монады играет существенную роль в философии Ф. Суареса, Г. Мора, оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. В. Лейбница, создавшего специальное учение о монадах – монадологию. После Лейбница понятие монады разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. фон Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях И. Ф. Гербарта, Р. Г. Лотце и других, в 20 в.– в философии Э. Гуссерля и А. Н. Уайтхеда. Монадологический подход лёг в основу философских взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.).