Философы

Кассирер Эрнст

Касси́рер Эрнст, Эрнст Альфред Кассирер (Ernst Alfred Cassirer) (28.7.1874, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша – 13.4.1945, Принстон, США), немецкий философ, представитель марбургской школы . Учился в университетах (с 1892 у ) и (1896–1899, у ). Приват-доцент Берлинского (1906–1919) и профессор Гамбургского (1919–1933, ректор в 1930–1933) университетов. С 1933 г. в эмиграции в Оксфорде (Великобритания), в 1935–1941 гг. в Гётеборге (Швеция). Профессор (1941–1944) и (с 1944) университетов (США). В 1-й период творчества занимался историческими и логическими аспектами , ориентируясь на философские проблемы естествознания. Во 2-й период (1919–1933), выйдя за традиционные рамки неокантианства, создал оригинальную . В поздний период обратился к проблемам и социальной философии.

В сочинении «Проблема познания в философии и науке Нового времени» («Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit», Bd 1–4, 1906–1957) Кассирер рассматривал формирование фундаментальных научных понятий в общем культурно-историческом контексте эпохи, устанавливая взаимосвязь между естественно-научными теориями и господствующими теологическими и метафизическими воззрениями. Вслед за Г. Когеном и Кассирер устраняет из кантовской системы понятие : «многообразное» опыта создаётся самим мышлением, соответственно пространство и время предстают уже не как «трансцендентальные формы созерцания», а как изначальные общезначимые мыслительные формы, составляющие структуру чистого (т. е. априорного) мышления (наряду с понятиями числа, величины, каузальности, взаимодействия и т. д.). Исторический подход распространяется не только на содержание понятий, но и на категориальные структуры рассудка.

В главном труде раннего периода – «Понятие субстанции и понятие функции. Исследование фундаментальных вопросов критики познания» («Substanzbegriff und Funktionsbegriff. Untersuchungen über die Grundfragen der Erkenntniskritik», 1910) образцом формирования понятий для Кассирера стал процесс образования рядов в математических функциях. Кассирер подверг критике онтологизм и «субстанциализм» в теории образования понятий, имея в виду прежде всего аристотелевско-локковскую «теорию отражения», которая оставляла на долю познающего субъекта лишь пассивное восприятие впечатлений и их последующую обработку путём абстрагирования. Понятию «впечатление» (Eindruck) – основному понятию теории отражения – Кассирер противопоставляет понятие «выражение» (Ausdruck), подчёркивая творчески активное формирование «картины мира» человеческим сознанием.

Главный труд 2-го периода – «Философия символических форм» («Philosophie der symbolischen Formen», Bd 1–3, 1923–1929, рус. пер. 2002). Здесь традиционный кантианский вопрос «как возможно познание?» трансформируется у Кассирера в вопрос «как возможна культура?». Поскольку логическая форма теряет статус высшего универсального критерия, возникает необходимость в новом всеобщем принципе, который объединял бы все формы культуры («формы выражения творческой энергии духа»). Такой принцип Кассирер находит в «символической функции». Она представлена во всех этих формах – в словах и выражениях языка, в конструкциях мифологического мышления, в притчах и аллегориях религии, в образах и метафорах искусства, в понятиях и формулах науки. В «символической функции» Кассирер видит сущность человеческого сознания: в знаке оно прерывает своё непрерывное течение, являя внутреннее идеальное содержание через внешний, чувственно ощущаемый материальный субстрат, причём само придание значения – не просто фиксация готового смысла, а его созидание, сотворение; чувственная единичность, не переставая быть таковой, являет сознанию всеобщее и многообразное смысловое содержание. Фундаментальная функция сознания осуществляется в трёх основных формах, которые в онто- и филогенетическом плане являются фазами её эволюции, – в функциях «выражения», «изображения (представления)» и «значения». В концепции «символической формы» Кассирер стремился преодолеть традиционную противоположность и , соединяя две разделённые сферы теоретического и практического разума: в понятии символа «регулятивные идеи» практического разума приобретают у кармы статус «конститутивных».

В «Опыте о человеке» («An essay on man», 1944, рус. пер. 1998), главной работе 3-го периода, Кассирер определяет человека как живое существо, созидающее символы. В «Мифе о государстве» («The myth of the state», 1946), размышляя о судьбах европейской культуры и западной цивилизации в свете событий 2-й мировой войны, Кассирер констатировал неспособность человечества противостоять натиску политических мифов: мифомышление уходит корнями в человеческие эмоции и потому никогда не исчезнет.

  • Современные философские дискуссии
  • Философы 20 века
  • Западная философия
  • Кантианцы