Неоплатонизм
Неоплатони́зм, последний этап развития античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (3 в.). Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и, начиная с ученика Плотина – Порфирия, использует аристотелизм в качестве введения – главным образом логического – в учение Платона. Античный неоплатонизм тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ, ориентированных преимущественно на толкование диалогов Платона и систематизацию его учения. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся ещё при жизни учителя. Тем не менее именно у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее Единое (благо), постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» – эманации) из Единого следовали бытие-ум (нус), душа (псюхе), обращённая к уму и к чувственному космосу, и сам чувственный космос, вечный в своём временно́м бытии. Однако в школе Плотина ещё отсутствовали чёткие основы интерпретации платоновских диалогов.
Учеником Порфирия был Ямвлих, основатель сирийской школы неоплатонизма в Апамее (290-е гг.), где до этого существовала философская школа (Нумений и др.), основанная Амелием, который в 269 г. привёз сюда библиотеку Плотина из Рима. Ямвлих впервые в истории платонизма придал решающее значение теургии: платоновская школа вновь (как некогда школа Пифагора) стала религиозно-философской институцией, и тексты Платона рассматривались в качестве «священных». В школе преподавали пифагорейские математические науки, аристотелевскую философию, основной курс платоновской философии из 12 диалогов и на завершающей ступени – толкование орфических текстов и «Халдейских оракулов». Проведённая Ямвлихом реформа комментария оказала решающее влияние на всю последующую традицию неоплатонизма. Наиболее известными учениками Ямвлиха были Феодор Асинский, Дексипп и Сопатр Апамейский, возглавивший школу после Ямвлиха в 325 г.
Основанная учеником Ямвлиха Эдесием пергамская школа неоплатонизма продолжала линию сирийской школы, но преимущественное внимание уделяла мифологии и теургии. К пергамской школе принадлежали ученики Эдесия: Хрисанфий из Сард и Максим Эфесский, чьим учеником был император Юлиан Отступник; Саллюстий, автор общего очерка неоплатонического учения «О богах и о мире», в котором систематизировалась традиционная языческая мифология; Евнапий, в сочинении которого «Жизни философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирии, Ямвлихе и круге императора Юлиана.
В 4 в. платоновская Афинская академия, где в одно и то же время получали образование Василий Великий, Григорий Богослов и Юлиан Отступник, видимо, не испытывала особого влияния неоплатонизма вплоть до Плутарха Афинского (ум. 432) – первого из диадохов Академии, введшего в неё неоплатонизм. Плутарх написал комментарии к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемник Сириан закрепил круг авторитетных текстов (помимо Платона и пифагорейцев – Гомер, орфическая литература и «Халдейские оракулы»), признавая за аристотелевской философией статус введения к философии Платона. В 437 г. главой Академии стал ученик Плутарха и Сириана Прокл, давший детально разработанную сводку основных понятий и методов неоплатонизма. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, Исидор, Гегий, Зенодот и Дамаский.
Александрийская школа неоплатонизма (5 – начало 7 вв.), разделяя в целом учение афинской школы (у Плутарха учился Гиерокл, у Сириана Гермий, у Прокла сын Гермия Аммоний, автор сочинения «О роке»), стремилась в дидактических целях согласовать учения Аристотеля и Платона; на начальном этапе обучения привлекались также «Введение» Порфирия и «Руководство» Эпиктета. Постепенно основным предметом изучения становится Аристотель; комментаторами его были Аммоний, его ученики Иоанн Филопон, Симпликий и Олимпиодор, ученики Олимпиодора Элий и Давид (комментировали также «Введение» Порфирия), Стефан Византийский – последний представитель школы (преподавал в Константинополе в 1-й половине 7 в. при императоре Ираклии).
Из отдельных философов, не принадлежавших к перечисленным основным школам неоплатонизма, следует упомянуть Александра из Никополя (3 в.), Калкидия, Макробия и Фавония Евлогия (конец 4 – начало 5 вв.). Плотино-порфириевский вариант неоплатонизма повлиял на Марциана Капеллу (5 в.).
Неоплатонизм оказал мощное воздействие на развитие средневековой философии и теологии. В восточной патристике уже Евсевий Кесарийский привлекал учение Плотина для решения догматических вопросов. Усвоение и переработка неоплатонизма во многом определяют характер богословия Афанасия Великого и каппадокийских отцов – Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. С философией неоплатонизма в школе Прокла был хорошо знаком автор сочинений, получивших распространение под именем Дионисия Ареопагита; благодаря им терминология и ряд важнейших понятий неоплатонизма были усвоены христианской мыслью как восточного, так и западного Средневековья. В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание философии неоплатонизма в Константинополе.
В западной патристике неоплатонизм через посредство Порфирия был воспринят Марием Викторином и благодаря ему – Августином. Образец христианизированной неоплатонической философии дал Боэций. Традиция христианского неоплатонизма на латинском Западе складывалась под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в частности, неоплатонизм шартрской школы 12 в.). Непосредственным влиянием Иоанна Скота Эриугены, переведшего на латинский язык сочинения Дионисия Ареопагита и давшего очерк неоплатонической системы в трактате «О разделении природы», обусловлены элементы неоплатонизма у Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан). С традицией августинианства и идеями Дионисия Ареопагита связана неоплатоническая струя в мистике сен-викторской школы.
Среди арабских философов неоплатонизм получил известность прежде всего благодаря переводу «Введения» Порфирия и ряда его комментариев и трактатов, переложению «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Первооснов теологии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (конца 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910 или 911). Влияние неоплатонизма на арабских мыслителей сочеталось с непосредственным влиянием Платона (особенно у ар-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма. В целом вся арабо-мусульманская философия ориентировалась преимущественно на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской школами неоплатонизма (среди комментаторов наиболее популярными были Симпликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского неоплатонизма утверждалось внутреннее единство учений Платона и Аристотеля (трактат Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется истолкование неоплатонического Единого в духе аристотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, которое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием которого находился ас-Сухраварди (учение о сверхчувственном свете – ишрак). Переосмысление неоплатонических представлений в контексте ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, соединив их с учением суфизма о единении с божеством в сверхумном экстазе. Влияние неоплатонизма испытал также Ибн Туфайль.
В средневековой еврейской философии Исаак Израэли под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить библейский креационизм неоплатонической концепцией эманации и восхождения души в сверхчувственный мир. Неоплатоническая иерархия универсума воспроизводилась Ибн Габиролем и Авраамом Бар Хийа (ум. ок. 1136; учение о «пяти световых мирах»). Ибн Пакуде приписывали компиляцию неоплатонического толка «О душе» (на арабском языке). Близок к неоплатонизму Авраам Ибн Эзра, влияние неоплатонизма прослеживается в построениях каббалы.
Предпринятые в конце 12 в. переводы на латинский язык ряда арабских текстов (в том числе «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также переводы Прокла, выполненные Вильемом из Мёрбеке, дали новый импульс распространению неоплатонизма на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и сочинений Дионисия Ареопагита неоплатонические концепции преломляются в немецкой мистике 13–14 вв. (Ульрих Страсбургский, Дитрих Фрайбергский, Майстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции неоплатонизм усваивается Николаем Кузанским. Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Г. Плифон: под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й половине 15 в. в связи с активной переводческой и издательской деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с античным неоплатонизмом (переводы и комментарии М. Фичино). Неоплатонизм во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Дж. Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным воздействием неоплатонизма складываются учения Ф. Патрици и Дж. Бруно.
Влияние неоплатонизма испытал английский комментатор сочинений Дионисия Ареопагита Дж. Колет (1466–1519), через посредство которого неоплатонизм был воспринят в 17 в. кембриджскими платониками. Неоплатонические элементы прослеживаются у Б. Спинозы и Г. В. Лейбница, под влиянием идей Плотина написан «Сейрис» Дж. Беркли. Однако в целом традиция неоплатонизма к концу 18 в. угасает. Интерес к нему возобновляется в эпоху романтизма (английский перевод Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изучение и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Ф. В. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель, высоко оценивший неоплатонизм в лекциях по истории философии. Значительным воздействием неоплатонизма отмечено учение А. Бергсона. В русской философии 19 – начала 20 вв. неоплатонизм оказал влияние на Вл. С. Соловьёва, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева.
Первый систематический обзор античного неоплатонизма дал во 2-й половине 19 в. Э. Целлер, следовавший в трактовке неоплатонизма концепции Гегеля. Новый подход к неоплатонизму, намеченный в работах К. Прехтера (1910), получил развитие в ряде конкретных исследований по истории школ неоплатонизма (Э. Брейе, Р. Э. Доддс, Р. Бойтлер, В. Тайлер, А.-Ж. Фестюжьер, Л. Г. Вестеринк и др.).