Творчество
Тво́рчество, созидательная деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.
Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности, в том числе и творчества. В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли; человеческое творчество выступает у него прежде всего как творчество истории.
Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для Нового времени рефлексия по поводу творческого процесса.
В 18 в. И. Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т. е. бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредствован его свободой. Согласно Ф. В. Шеллингу и представителям йенского романтизма, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, – высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с Абсолютом.
В философии конца 19 – 20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном: творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.
В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т. е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. В таких философских направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близких к ним вариантах неопозитивизма, творчество рассматривается с односторонне прагматической точки зрения прежде всего как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи). Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.). Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму.
В психологии творчество изучается под углом зрения анализа процессов творческой деятельности, а также особенностей личности, делающих её творческой.
Самые ранние попытки психологического исследования творчества основывались на биографическом методе (Ч. Ломброзо, Ф. Гальтон). Он опирается как на свидетельства-отчёты самих творцов, так и на работы их биографов. Разновидностями биографического метода можно считать подход в русле интроспективной психологии, основанный на интервью и самоотчётах и трактующий творчество как индивидуальный личностный опыт, плохо поддающийся обобщению, а также психоаналитический подход З. Фрейда, К. Г. Юнга и их последователей, рассматривающий жизненные события творца как источник вытесненных аффективных переживаний, находящих выход в творчестве.
Параллельно, сначала на материале самоотчётов деятелей искусства и науки, исследовался сам процесс творчества. Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили по этим самоотчётам несколько стадий в процессе творчества – от зарождения замысла до непредсказуемого момента возникновения в сознании новой идеи. Английский учёный Г. Уоллес (1858–1932) в работе «Искусство мыслить» (1926) определил 4 фазы творческого процесса: 1) подготовка, включающая формулирование задачи; 2) созревание (инкубация – временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы); 3) озарение, инсайт – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы (ключевой момент творческого процесса); 4) проверка – испытание и/или реализация решения. Первая и последняя фазы (подготовка и проверка) являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья (созревание и озарение) – бессознательными, выходящими из-под рационально-волевого контроля и саморегуляции. К. Дункер и М. Вертхаймер (1880–1943) экспериментально исследовали процессы возникновения инсайта как скачкообразного усмотрения связи между ранее изолированными элементами задачи.
Во 2-й половине 20 в. в фокусе психологических исследований творчества оказывается креативность как творческая способность и её связь с когнитивными процессами и интеллектом. Дж. Гилфорд показал, что основой творческой способности служит дивергентное мышление. В числе главных его параметров он рассматривал оригинальность и «семантическую гибкость», способность продуцировать отдалённые ассоциации и разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. С помощью созданных Гилфордом и его сотрудниками тестов в рамках лабораторно-экспериментального (психометрического) направления оценивалась степень выраженности у испытуемого качеств, характерных для творческой способности в целом (когнитивная одарённость, открытость ума и склонность к отказу от стереотипных вариантов решений, независимость оценок и суждений, толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях и т. п.). Л. Л. Терстоун отметил важную роль в творчестве таких факторов, как способность быстро усваивать и порождать идеи (а не относиться к ним критически), а также то, что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сознательного сосредоточения на решении проблем. В целом обнаружилось, что связь творчества с интеллектом есть, но она носит не прямой и не универсальный характер.
С 1970-х гг. получили широкое развитие разнообразные методы стимулирования творчества, как индивидуального, так и группового. Среди методик стимуляции группового творчества наибольшую известность приобрели мозговой штурм («брейн-сторминг») и синектика. Первый исходит из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов достигается разделением двух этапов процесса творчества – генерирования идей и их критической оценки (индивиды, входящие в группу, сначала производят как можно больше идей в связи с какой-либо проблемой, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.
С 1980-х гг. большее внимание уделяется связи творчества с личностью, мотивацией и социальными предпосылками творчества. Было обнаружено, что общие особенности личности, мотивации и саморегуляции важнее для творчества, чем специфические познавательные функции (Т. Амабайл, США, Д. Б. Богоявленская). Это подтверждало взгляды на творчество как проявление целостной личности в гуманистической психологии 1960-х гг. (А. Маслоу, Ф. Баррон). Было показано, что творчество всегда приводит к противоречиям с социальным окружением и важной характеристикой творца служит способность конструктивно преодолевать эти противоречия (С. Мадди, США). В системной теории творчества М. Чиксентмихайи, учитывающей различные факторы, которые влияют на творчество, оно рассматривается как аналог биологической эволюции и в творческие процессы включаются как системы символических правил и процедур, так и люди или социальные структуры, выполняющие функции отбора продуктов творчества для их включения в эти системы.
Ныне проблема творчества продолжает оставаться активно исследуемой областью и полем многочисленных дискуссий.