«Критика способности суждения»
«Кри́тика спосо́бности сужде́ния» (КСС), третий фундаментальный трактат И. Канта после «Критики чистого разума» и «Критики практического разума». Впервые был издан в 1790 г. Второе издание вышло в 1794 г. При жизни Канта издавался также в 1799 г. без существенных изменений по сравнению со вторым изданием. Посвящён рассмотрению способности суждения и должен был, по замыслу Канта, представлять завершение всего критического исследования. Главное кантовское сочинение по эстетике. Занимает важное место в истории мировой эстетической мысли.
Структура и основное содержание работы
«Критика способности суждения» состоит из двух частей и введения. Во «Введении» Кант задаёт характеристику способности суждения, рассматривает её роль и функции, выделяет различные её разновидности, проясняет принципы построения работы. Способность суждения определяется им как способность, опосредующая деятельность двух других познавательных способностей – разума и рассудка. Она предстаёт как связующее звено между двумя частями философии – теоретической и практической, которые различаются по роду понятий, с которыми они имеют дело. Теоретическая философия имеет дело с понятиями природы, практическая – с понятиями свободы. В соответствии с этим принципом части философии могут быть названы философией природы и философией морали. Способность суждения, таким образом, оказывается между двумя разными принципами – естественной и свободной причинностью, между природой и свободой. Сама способность суждения бывает двух видов: определяющая (функцией которой становится подведение особенного под общее данное правило) и рефлектирующая (функцией которой становится поиск общего правила, исходя из данного особенного). Рефлектирующая способность суждения вынуждена опираться на принцип, который она может дать себе только сама (так как в противном случае он был бы дан, а не выводился самой способностью суждения). И так как он должен обосновывать возможность частных эмпирических принципов и их систематического подчинения друг другу, то он должен быть сам не эмпирическим, а трансцендентальным. Таким принципом является принцип формальной целесообразности природы (телеологический принцип). В данном в опыте предмете целесообразность может представляться двумя способами: на субъективном основании (как соответствие его формы при схватывании до всякого понятия познавательными способностями) и на объективном основании (как соответствие его формы возможности самой вещи согласно понятию о ней, предшествующему ей и содержащему основание этой формы). Представление о целесообразности первого рода связано с чувством удовольствия. Представление о целесообразности второго рода никак не связано с чувством удовольствия и относится только к рассудку. Это деление лежит в основе выделения эстетической и телеологической способности суждения соответственно. Оно лежит в основе выделения двух частей «Критики способности суждения»: критики эстетической способности суждения и критики телеологической способности суждения.
Критика эстетической способности суждения делится на аналитику эстетической способности суждения и диалектику эстетической способности суждения. В «Аналитике эстетической способности суждения» Кант рассматривает понятия прекрасного и возвышенного. Впервые он использовал эти понятия в одном из докритических сочинений – «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного» (1764). В «Критике способности суждения» они разрабатываются более глубоко, становясь основой кантовской эстетики.
В «Аналитике прекрасного» (§ 1–22) рассматриваются суждения вкуса. Их особенность – отсутствие понятия, под которое бы подводились ощущения. По этой причине в случае суждений вкуса невозможно объяснить причину, по которой что-либо нравится или не нравится. Подобного рода объяснения невозможны в отношении вкусов и выходят за рамки эстетического.
«Аналитика возвышенного» (§ 23–54) посвящена рассмотрению понятия возвышенного. Возвышенное определяется Кантом как то, что абсолютно великолепно. Выделяются два вида возвышенного – математическое и динамическое. Принцип разделения на математическое и динамическое использовался Кантом и ранее, в том числе в его основополагающей работе – «Критике чистого разума». В «Критике способности суждения» этот принцип не претерпевает изменений. Математическое связано с понятием величины. Математическое возвышенное – это то, больше чего субъективно ничто не может представляться. Динамическое возвышенное относится к природе, которая рассматривается как сила. При этом важно, что эта сила оказывается невластной над человеком, так как в противном случае у него появлялся бы страх.
В «Диалектике эстетической способности суждения» (§ 55–60) Кант формулирует антиномию вкуса. Он утверждает, что суждение вкуса не основано на понятиях, иначе о нём можно было бы диспутировать. Антитезис – утверждение, что суждения вкуса основываются на понятиях, иначе о них нельзя было бы даже спорить. В качестве решения этого спора Кант предлагает понимать способность суждения в данном случае как рефлектирующую. Суждения вкуса не основаны на рассудочных понятиях, которые связаны с данными чувственности и которые можно доказать или опровергнуть. В отношении такого рода понятий суждения вкуса всегда оказываются единичными. Но они допускают подведение под понятие разума, при помощи которого ничего нельзя доказать или узнать о предмете. При таком подходе спор превращается в видимость, так как и тезис, и антитезис являются равно истинными.
В «Критике способности суждения» Кант предлагает свою классификацию искусств. Они подразделяются: 1) по функциям в обществе – на приятное (функция развлечения) и изящное (способствует развитию личности); 2) по отношению к слову – на артикулирующее, жестикуляцию (изобразительное), модуляцию (музыка), синтетические, объединяющие все три предшествующие вида (театр, танец).
Кант также рассматривает понятие гения. Характерная особенность гения – он сам задаёт себе правила. Это возможно только в искусстве. В науке гений невозможен, так как учёный должен действовать в соответствии с уже известными правилами.
Критика телеологической способности суждения посвящена рассмотрению второго вида способности суждения – телеологической способности суждения, в основании которой лежит принцип объективной целесообразности природы. Эта часть также делится на два раздела – аналитику и диалектику телеологической способности суждения.
«Аналитика телеологической способности суждения» (§ 62–68) посвящена рассмотрению принципа объективной целесообразности природы. Этот принцип даётся способностью суждения самой себе, он трансцендентальный. Кант выводит несколько характерных особенностей суждений о целесообразности. Объективная целесообразность природы может быть только формальной, но не содержательной. Кроме того, суждения о целесообразности всегда носят относительный характер и никогда не могут претендовать на абсолютность. Выводимый телеологический принцип Кант считает основой естествознания, природа же рассматривается как система целей.
В «Диалектике телеологической способности суждения» (§ 69–91) Кант формулирует антиномию способности суждения. С одной стороны, функция способности суждения заключается в подведении частных случаев под данные общие правила. С другой стороны, она сама даёт себе общий принцип (целесообразности), в соответствии с которым продвигается в изучении природы. Это видимое противоречие легко разрешается, если мы примем во внимание наличие двух разных видов способности суждения (определяющей и рефлектирующей) и не будем смешивать их между собой.
Не менее значимо применение Кантом выведенного телеологического принципа к рассмотрению человека, его отличительных черт и его предназначения. Человек предстаёт как конечная цель творения и тем отличительным свойством человека как отдельного существа которое и делает возможным рассматривать его в качестве конечной цели творения, является наличие у человека свободы воли и связанной с ней способности быть моральным существом.
Телеологический принцип применяется Кантом также в отношении размышлений о Боге. Будучи особенностью нашего рассудка в отношении к способности суждения, рефлектирующей о вещах природы, телеологический принцип побуждает нас рассматривать продукты природы как результат преднамеренной и целесообразной деятельности. По аналогии с продуктами искусства, являющимися порождением человеческого рассудка, мы склонны усматривать первопричину системы природы в деятельности некоего существа, наделённого рассудком, значительно превосходящим наш. Это существо представляется также наделённым моральным совершенством. Таким существом является Бог. В «Критике способности суждения» Кант представляет моральный аргумент бытия Бога (§ 87–89) – один из вариантов постулата бытия Бога.
Влияние и критика
«Критика способности суждения» оказала существенное влияние на последующее развитие немецкой философии. Представления Канта о природе как о системе целей и о целесообразности существования живых организмов получили отражение в философии Г. В. Ф. Гегеля, вступившего в полемику с кантовским представлением о цели природы и живых организмов как о проистекающей из особенностей функционирования человеческих познавательных способностей, а не заложенных в природе самой по себе. Кантовские взгляды на эстетику и телеологию оказали существенное влияние на философию Ф. В. Шеллинга («Система трансцендентального идеализма», 1800). Не менее значимыми были кантовские соображения о гении, рецепция которых прослеживается в философии искусства Ф. В. Шеллинга («Философия искусства», 1802–1803) и в философии А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление», 1818). «Критика способности суждения» остаётся и по сей день одним из наиболее значимых трактатов по эстетике. Многие обозначенные Кантом темы и сегодня не потеряли своей актуальности и являются предметом дискуссий (восприятие прекрасного как свободной игры познавательных способностей, парадоксальный характер суждений вкуса, определение прекрасного как предмета благоволения, лишённого всякого интереса, и др.).