Джива
Джи́ва (санскр. जीव – живое), в индийской религиозно-философской традиции живое существо, душа. В отличие от Атмана, выступающего субъективным аспектом Мирового сознания – Брахмана, джива – это прежде всего отдельная индивидуальная душа. В джайнизме понятие джива охватывает одушевлённые существа трёх категорий: 1) совершенные освобождённые души (сиддха); 2) души, связанные сансарой (баддха), – от растений, наделённых осязанием, до людей, демонов и богов; 3) жители ада (наракия). Все дживы по своей природе вечны и всеведущи, но из-за притока материи (карма) они оказываются привязанными к сансаре. Среди ортодоксальных направлений представления о дживе разрабатывались прежде всего в школах веданты. В адвайта-веданте джива, по своей сути тождественная Атману, в силу невежества приписывает себе временные телесные и психические характеристики, поэтому её индивидуальность иллюзорна. В вишишта-адвайте джива есть сохраняющая свою индивидуальность часть и одновременно атрибут высшего Брахмана.