«Наука логики»
«Нау́ка ло́гики» (нем. «Wissenschaft der Logik»), один из центральных трудов Г. В. Ф. Гегеля, в котором излагается спекулятивная логика как первая наука в системе философских наук, изображающая абсолютную идею, какая она есть в себе и для себя самой.
История создания
Книга написана в г. Нюрнберг, где Гегель служил в качестве директора гимназии. В первом издании «Наука логики» выходила в свет по частям: «Логика бытия» в 1812 г., «Логика сущности» в 1813 г. и «Логика понятия» в 1816 г. Публикация осуществлена в Нюрнберге издательством И. Л. Шрага. В конце жизни Гегель готовил переработанное издание трактата, но успел закончить работу над редакцией только 1-го тома, а также написать предисловие ко 2-му изданию.
Структура и основные идеи
Работа делится на два тома, 1-й из которых, в свою очередь, делится на две части. Такое деление соответствует структуре самой науки, которая состоит из объективной логики (1-й том) и субъективной логики (2-й том). Объективная логика делится на логику бытия (1-я часть 1-го тома) и логику сущности (2-я часть 1-го тома). Субъективная логика совпадает с логикой понятия. Кроме предисловий к двум изданиям, изложению логики предпослано также введение. «Логику бытия» предваряет фрагмент под названием «С чего следует начинать науку?».
Наука логики – это наука об абсолютном мышлении, мыслящем себя самого. Оно характеризуется как абсолютная идея, и наука о ней развёртывается в стихии чистого мышления, освобождённого от противоположности сознания и его предмета. В таком качестве она является абсолютным знанием, к позиции которого конечное сознание было приведено феноменологией духа, в силу чего последняя может рассматриваться как дедукция понятия абсолютной науки. Вместе с тем наука логики по своему содержанию не нуждается во внешнем обосновании, но обосновывает себя сама. Её ход, отталкивающийся от непосредственного начала, является также и возвращением назад в своё основание. За счёт этого полное развёртывание логики даёт научное обоснование тому, что составляет её предпосылку, а именно абсолютному мышлению. Причём начало, от которого отталкивалась логика в своей экспликации, обнаруживает себя как первая абстракция от такого мышления – неопределённое непосредственное. Эта непосредственность не есть простая непосредственность, но непосредственность как тотальное снятие всех возможных опосредствований. Такая тенденция к самообоснованию логики в итоге привела к исключению феноменологии как отдельной науки из системы философских наук (трансформирована в раздел философии духа). Логика стала первой наукой в системе, обосновывая тем самым эту систему.
Начало логики «должно быть чем-то (ein) всецело непосредственным или, вернее, лишь самим (das) непосредственным. <…> …начало – чистое бытие» (Гегель. 1970. Т. 1. С. 126). Дальнейшая логическая конкретизация осуществляется в логике за счёт того, что в мыслимом понятии обнаруживается его отрицание, противоречие, которое снимается за счёт перехода в более конкретное определение, куда противоречившие друг другу определения входят в снятом виде, составляя содержание такого определения. В случае с чистым бытием выясняется, что в нём нет ничего, что «можно было бы мыслить, иначе говоря, оно равным образом лишь это пустое мышление» (Гегель. 1970. Т. 1. С. 140). В нём нет никаких различимых определений, которые составили бы его содержание. Поэтому «бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто» (Гегель. 1970. С. 140). В чистом ничто мышление также не обнаруживает никаких различимых определений, «оно простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличенность в самом себе» (Гегель. 1970. Т. 1. С. 140). «Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же» (Гегель. 1970. Т. 1. С. 140). При этом ясно, что бытие и небытие – это и не одно и то же, что различает даже созерцание (логически их как раз не различить). Поэтому получается, что чистое бытие и чистое ничто и тождественны, и нетождественны друг другу. Возникает противоречие, которое разрешается в более конкретном понятии становления, представляющем собой единство бытия и ничто, понятое как переход (a) чистого ничто в чистое бытие (возникновение) и (b) чистого бытия в чистое ничто (прехождение). Чистое бытие и чистое ничто в снятом виде оказываются моментами становления. В понятии становления далее также выявляется противоречие и т. д.
Логика бытия делится на исследование категорий (1) качества, (2) количества и (3) меры. Качество включает в себя (a) бытие, (b) наличное бытие (Dasein), (c) для-себя-бытие. К количеству относятся категории (a) количества, (b) определённого количества, (c) количественного отношения. В рамках учения об определённом количестве Гегель излагает своё понимание природы числа как дискретной величины, которая в единице обладает непрерывностью. В связи с мерой обсуждаются (a) специфическое количество, (b) реальная мера, (c) становление сущности. В контексте последней проблемы интерпретируется и понятие абсолютной индифференции в качестве обратного соотношения факторов.
Сущность во 2-й части объективной логики характеризуется как «истина бытия» (см. Гегель. 1971. Т. 2. С. 7): «…сущность, каковой она стала здесь, есть то, что она есть, не через чуждую ей отрицательность, а через свое собственное, бесконечное движение бытия» (Гегель. 1971. Т. 2. С. 8). В учении о сущности рассматриваются: 1) сущность как рефлексия в самой себе; 2) явление; 3) действительность. В первом случае сущность противопоставляется бытию как существенное несущественному, которое затем более конкретно определяется как видимость. Сущность в её диалектическом соотношении с видимостью также может быть определена и через рефлексию. Поэтому её определения суть рефлективные определения, одним из которых является основание. «Сущность определяет самое себя как основание» (Гегель. 1971. Т. 2. С. 70). Основание может специфицироваться как условие. В контексте явления логика трактует (a) существование (Existenz), собственно (b) явление и (c) существенное отношение. Сущность не обладает существованием словно бы некоторым предикатом, она перешла в существование и не отлична от него. «Существование – это непосредственность бытия, в которой сущность восстановила себя» (Гегель. 1971. Т. 2. С. 134). Существование, положенное как существующее, – это нечто вообще. Но поскольку это нечто содержит в себе рефлексию опосредствования в самое себя, оно есть вещь. Явление – это существенное существование, «существующее, опосредствованное своим отрицанием, которое составляет его устойчивость» (Гегель. 1971. Т. 2. С. 136). Существенное отношение – это истина явления. «Действительность – это единство сущности и существования…» (Гегель. 1971. Т. 2. С. 171). В рамках подраздела, посвящённого действительности, рассматриваются взятые как формально, так и относительно модальные категории – возможность, действительность и необходимость, включая абсолютную необходимость. Также здесь даётся спекулятивно-диалектическая экспликация категорий, которые у И. Канта входили в группу категорий отношения: a) субстанциальность; b) причинность; c) взаимодействие.
Второму тому, соответственно 3-й части «Науки логики», посвящённой логике понятия, также предпослано предисловие, а также отдельный фрагмент «О понятии вообще». Бытие и сущность суть моменты становления понятия. В нём открывается царство свободы: «Понятие свободно (ist das freie), потому что в себе и для себя сущее тождество, которое составляет необходимость субстанции, дано в то же время как снятое или как положенность, а эта положенность, как соотносящаяся с самой собой, и есть указанное тождество» (Гегель. 1972. Т. 3. С. 15). Учение о понятии включает в себя учения о (1) субъективности, (2) объективности и (3) идее. Под рубрикой «субъективность» проводится исследование (a) понятия, (b) суждения и (c) умозаключения. Понятие характеризуется как абсолютное тождество с собой, полученное в качестве отрицания отрицания, т. е. бесконечное единство отрицательности с самой собой, обусловливающее единство составляющих понятие моментов. «Суждение — это определенность понятия, положенная в самом понятии» (Гегель. 1972. Т. 3. С. 60). Умозаключение же – это восстановление понятия в суждении, а значит, единство понятия и суждения. В связи с объективностью разрабатываются понятия (a) механизма (безразличие способа соединения к соединяемым объектам), (b) химизма (значимость способа отношения с другим) и (c) телеологии (цель как истина механизма и химизма).
«Идея есть адекватное понятие, объективно истинное или истинное, как таковое. Если что-либо истинно, оно истинно через свою идею, иначе говоря, нечто истинно, лишь поскольку оно идея…» (Гегель. 1972. Т. 3. С. 209). Она есть истина, поскольку представляет собой единство понятия и реальности, точнее, субъективного понятия и объективности. Понятие идеи включает в себя три момента: 1) жизнь, 2) идею познания и 3) абсолютную идею. Жизнь – это непосредственная идея, ещё не реализованное в самом себе понятие. Её моменты – это (a) живой индивид, (b) процесс жизни и (c) род. Идея познания включает в себя (1) идею истины (включает в себя аналитическое и синтетическое познание) и (2) идею блага. Это теоретическая и практическая идеи. Абсолютная идея – это тождество теоретической и практической идей. Эта идея есть «свободное субъективное понятие, которое есть для себя и потому обладает личностью,… практическое, в себе и для себя определенное, объективное понятие, которое как лицо есть непроницаемая, неделимая (atome) субъективность, но которое точно так же есть не исключающая единичность, а всеобщность и познание для себя и в своем ином имеет предметом свою собственную объективность» (Гегель. 1972. Т. 3. С. 288). Единственная абсолютная идея – это «жизнь, знающая себя истина и вся истина» (Гегель. 1972. Т. 3. С. 288). В ней совпадают абсолютная форма и абсолютное содержание. Этим задаётся и всеобщность формы – метод, который мыслится как спекулятивно-диалектический. Он не может быть отвлечён от логики и системы философских наук, не существует изолированно – с тем чтобы быть только в последующем применённым к независимо от него наличному материалу. Метод сам разворачивается в систему, он есть «душа бытия». Моментами метода выступают: 1) абстрактная всеобщность, в которой ещё ничего не помыслено и не различено; 2) основанное на исходно присущей абсолютной идее негативности различие, понятое как суждение (Ur-teil – перво-деление); 3) конкретная всеобщность как первая абстрактная всеобщность, которая вобрала в себя в снятом виде все полученные благодаря различию противоположные определения в их единстве.
«Наука логики» оказала серьёзное влияние на дальнейшее развитие философии. Это влияние прослеживается как в левом, так и в правом направлениях в неогегельянстве, в британском абсолютном идеализме. Во многом она служила парадигмой для разработки диалектического метода и диалектической логики в марксистской философии, прежде всего в диалектическом материализме. Без гегелевских логических схем трудно представить социально-критическую теорию франкфуртской школы. С переосмыслением логических идей Гегеля многое связано в учении о категориях Н. Гартмана. Вместе с тем уже в минувшем столетии у некоторых интерпретаторов Гегеля центр исследовательского интереса переместился с «Науки логики» на «Феноменологию духа» и феноменологически обоснованную систему (М. Хайдеггер, французское неогегельянство).