Самостоятельное мышление
Самостоя́тельное мышле́ние, самостоятельность мышления (нем. Selbstdenken), одна из программных идей философии немецкого Просвещения. Означала независимость мышления от стереотипов, предрассудков и суеверий, а также от принимаемых некритично авторитетных мнений любой формы (религиозных догматов, философских школ, традиций и др.).
Предыстория понятия
«Самостоятельное мышление» восходит к методу радикального сомнения Р. Декарта (1596–1650), принимавшего необходимость отказа от общепринятых суждений и тщательную их проверку собственным разумом в качестве предпосылки построения прочного здания системы достоверных философских и научных знаний. Сходное понимание принципа самостоятельности мышления в Новое время характерно не только для философов-рационалистов, но также и для эмпирической философской традиции. Дж. Локк (1632–1704) признавал необходимость принимать некоторые положения бездоказательно, однако утверждал, что эти положения должны быть тщательно исследованы, дабы не принимать бездоказательно те положения, которые на самом деле могут и должны быть доказаны. Кроме того, Локк подчёркивал неразумность попыток навязать другим предписания, которые не могут быть ими самостоятельно исследованы, что приводило Локка к борьбе с препятствиями, мешающими разуму прийти к достоверным познаниям. Самостоятельность мышления в качестве имплицитной предпосылки можно выделить у подавляющего большинства философов Нового времени, для которых было характерно стремление к построению целостной системы философских и научных знаний на прочном фундаменте абсолютно достоверных базовых положений, которые прежде должны были быть подвергнуты тщательной проверке. Для этого разум должен быть очищен от мешающих ему в его работе препятствий. В качестве таковых уже философы Нового времени выделяли индивидуальные и всеобщие предрассудки, а также авторитетные мнения, принимаемые на веру и не проходящие должной проверки.
Самостоятельность мышления и Просвещение
Еще более востребованным принцип самостоятельности мышления становится в эпоху Просвещения. Это объясняется общей нацеленностью просветителей любых национальных традиций на просвещение общества, немыслимое без возвышения разума человека и его очищения от заблуждений, причины которых они по-прежнему усматривали прежде всего в предрассудках и суевериях, обусловленных как особенностями человеческой природы, недостатком достоверных знаний и принимаемыми без должной проверки мнениями авторитетов, так и в целенаправленно навязываемых, особенно в сфере морали и религии, неразумных положениях, служащих цели порабощения широких слоев населения. Соединяясь с антиклерикальными и революционными настроениями, наиболее радикальную форму эта борьба приняла во Франции. Само понятие самостоятельного мышления изначально употреблялось в полемических сочинениях оппонентов просветителей, направленных на их разоблачение как еретиков, представляющих опасность для истинной веры и устройства общества. Так, Ж.–Б. Боссюэ (1627–1704) в начале 18 в. подвергает резкой критике философов, которые опираются на своё собственное мышление и частные соображения вместо того, чтобы придерживаться универсальных истин католической веры. Сами французские просветители стали осмыслять и эксплицировать принцип самостоятельности мышления как основополагающий лишь начиная с середины 18 в. П. А. Гольбах (1723–1789) призывает к мужеству мыслить самостоятельно вместо того, чтобы опираться на народные заблуждения и священнические настроения. В это время отмечается проведение взаимосвязи самостоятельности мышления с эклектикой, понимаемой как независимость от авторитета какой-либо философской школы (Д. Дидро), в чём прослеживается влияние немецкой философии.
Самостоятельность мышления и философия немецкого Просвещения
Наибольшее выражение самостоятельное мышление как основополагающий принцип философских размышлений приобретает в философии немецкого Просвещения. Оно воспринимается немецкими просветителями как сущностная характеристика их философии в противоположность философии предшествующих эпох и отождествляется с истинным методом философствования.
Основание для такого восприятия самостоятельности мышления заложил на рубеже 17–18 вв. основатель немецкого Просвещения К. Томазий (1655–1728). Одной из центральных тем его философии было исследование различных видов предрассудков и причин, приводящих к их возникновению, а также средств борьбы с ними. Из предрассудков особым образом он выделял предрассудок авторитета, который и приводит к тому, что люди принимают на веру мнение других, прежде чем начинают размышлять самостоятельно. Большое значение для Томазия приобретает понятие «эклектика». Оно отождествляется с истинно свободным, самостоятельным мышлением и противопоставляется «сектантству» (от лат. secta – философское учение, школа) и «партийности» (от нем. Partei – партия, сторона). Последние понимались как принадлежность к определённой философской школе, ограничивающая свободу мышления, поскольку последователи какого-либо философского направления всегда склонны считать положения своего учителя истинными, сколь бы отчетливы ни были доказательства противоположного.
В эпоху раннего немецкого Просвещения принцип самостоятельности мышления наиболее подробно рассматривался Х. фон Вольфом (1679–1754) и лег в основу его рационального метода. Самостоятельность мышления в философии Вольфа и его последователей формализуется и кладётся в основание разделения на познание историческое (cognitio historica) и познание философское (cognitio philosophica). Философское познание выстраивается с опорой на свои собственные суждения, а философский метод, связанный с этим типом познания, подразумевает самостоятельное тщательное исследование положенных в основание размышления предпосылок. Историческое познание, напротив, опирается на чужие знания и суждения. Воспроизведение этого разделения мы находим в философии И. Канта. В разделе «Учение о методе» в трактате «Критика чистого разума» Кант говорит о двух типах знания – историческом (cognitio ex datis) и рациональном (cognitio ex principiis). Это разделение не связано с предметом познания, но зависит лишь от используемого метода. С историческим познанием мы имеем дело, когда что-либо познают лишь в той мере, в какой знания об этом предмете даются извне. Рациональное познание, напротив, имеет своим источником собственный разум человека и основывается, таким образом, на самостоятельном мышлении. Последнее становится предпосылкой кантовского трансцендентального метода и основой его критической философии, противостоящей догматизму.
Позднее немецкое Просвещение ознаменовалось интересом к саморефлексии. Одной из главных философских тем стала проблема определения того, что такое истинное Просвещение и какими отличительными чертами оно должно характеризоваться. В это время самостоятельность мышления становится программной идеей. Понятие приобретает широкое распространение и становится характеристикой, при помощи которой немецкие просветители определяли основную направленность своих философских устремлений и её главное отличие от предшествующей философской традиции. Самостоятельность мышления воспринимается как неотъемлемая составляющая процесса просвещения, как его фундаментальная предпосылка. Только освободившись от господства заблуждений и предрассудков, человечество может выйти на правильный путь развития, который и должен в конечном итоге ознаменоваться окончательным просвещением, в достижении которого просветители видели предназначение человека. Яркий пример манифестации самостоятельности мышления в эпоху позднего Просвещения в Германии – статья И. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (1784).