Пантеизм
Пантеи́зм (от πᾶν – всё и θεός – бог; буквально – всебожие), в религии и философии учение о тождестве Бога и мира.
Термин «пантеизм» впервые употреблён в 1709 г. французским теологом Ж. де ла Фай в полемическом сочинении, направленном против Дж. Толанда, автора работ «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a Pantheist», 1705) и «Пантеистикон» («Pantheisticon», 1720), однако обозначаемые этим термином формы мысли и верований восходят к глубокой древности. Пантеизм обычно противопоставляют теизму, где Бог выступает как Творец и первопричина мира и противопоставляется сотворённому бытию, тогда как в пантеизме мир вечен и сам является богом. Признавая одного Бога, пантеизм является в религиоведческом аспекте формой монотеизма, противоположного политеизму, а в философском аспекте – формой строгого монизма, противоположного дуализму. Пантеизм может иметь как нерелигиозный, так и религиозно-нравственный характер. Предложенный К. Краузе термин «панентеизм» должен был примирить пантеизм с креационизмом. В некоторых случаях пантеизм близок к панпсихизму – учению о всеобщей одушевлённости.
Пантеизм засвидетельствован в ряде древне-восточных религиозно-философских традиций, таких как даосизм в Китае, адвайта-веданта в Индии, некоторые формы буддизма. Пантеистические мотивы обнаруживаются и в теистических религиях.
В античной мысли можно различить 2 основных типа пантеизма – натуралистический и теономный. Их роднит то, что в обоих случаях признаётся тождество природы и Бога, а также отрицание антропоморфных мифопоэтических представлений о богах, но по духу и смыслу они противоположны. Натуралистичный пантеизм по существу сводит понятие божественного к понятию природного, а теономный, наоборот, понятие природного – к понятию божественного. Натуралистичный пантеизм не связан с этикой (в силу нейтральности понятия природы) и мог сопровождаться критикой традиционной религии. Теономный пантеизм мог служить обоснованием религиозной морали. В первом случае познание Бога сводится к познанию законов природы, и сам Бог понимается как вечная, но безличная природная сила. Во втором случае Бог понимается как существо, которое обладает «сознающим умом» (нус), целенаправленной волей и промыслом, выступающим как нравственный императив для жизни человека. Первый тип пантеизма «сдвинут» в сторону деизма или даже атеизма, второй – в сторону теизма.
Натуралистичный пантеизм типичен для ионийской традиции. По свидетельству Аристотеля, большинство ранних «физиологов» отождествляли материальное первоначало с «божеством» (для Диогена Аполлонийского воздух – космическая первоматерия – «есть Бог»). Гераклит существенно реформирует ионийский натуралистичный пантеизм и превращает его в теономный, избегая при этом дуалистичной метафизики: Бог, с одной стороны, неразрывно связан с космическим «вечноживым огнём», но одновременно понимается как «мудрое существо» и провиденциальный «разум» (гномэ), управляющий «всей Вселенной». Учение Гераклита о Боге как мировом разуме повлияло на концепцию ума-нуса у Анаксагора, который, однако, отделил божественный нус от материи (у Гераклита они были едины).
Теономный тип пантеизм идеалистичного толка оформился в традиции орфизма и пифагореизма, к которой примыкали также представители элейской школы. В «Рапсодической теогонии» орфиков Зевс «проглатывает» первородного бога-демиурга Фанеса и таким образом становится тождественным со Вселенной. Ксенофан (под влиянием пифагорейцев) признаёт «единого Бога, величайшего среди богов и людей», который понимается как вездесущий чистый ум-нус. Дуалистическая метафизика пифагорейцев и Платона (в «Тимее») формально не согласуется со строгим пантеизмом, но и в космологии Платона присутствуют пантеистичные мотивы (космос как единый «живой организм»). В монистичной метафизике Плотина классический платонический дуализм преодолевается: весь мир, включая «природу», через эманацию выводится из Единого, но можно ли метафизику неоплатонизма считать пантеистической, остаётся предметом дискуссий, т. к. в ней отрицается сама реальность чувственного мира. В эллинистическую эпоху реформированный Гераклитом натуралистичный пантеизм теономного толка был воспринят и развит в стоицизме. Его этический смысл очевиден: счастье стоического мудреца состоит в «жизни в согласии с природой», которая отождествляется с Богом, Логосом, судьбой, провидением и т. д. Марк Аврелий обращается к космосу на «ты», как к живому Богу, с молитвой. Стоики являются важнейшими представителями философского пантеизма в античности.
В Средневековье преобладающей формой пантеизма был неоплатонический эманационизм, восходящий к трактату Иоанна Скотта Эриугены «О разделении природы» («De divisione naturae»), осуждённому Церковью как еретический. По подозрению в пантеизме были осуждены также взгляды Аверроэса (Ибн Рушда), Майстера Экхарта и др. Первым открытым пантеистом в эпоху Возрождения был Дж. Бруно, согласно которому имманентность Бога миру делает невозможным божественное провидение и чудеса.
В Новое время вершиной философского пантеизма было учение Б. Спинозы о Боге как субстанции с бесконечным числом атрибутов и о конечных вещах как модусах единой субстанции. Поэтому с начала 18 в. понятие «пантеизм» употреблялось преимущественно как синоним понятия «спинозизм».
Важной вехой в истории понятия «пантеизм» стал т. н. спор о пантеизме, развернувшийся в немецкой философии и литературе конца 18 – начала 19 вв. Поводом к дискуссии послужило обнародованное Ф. Г. Якоби в книге «Об учении Спинозы в письмах к Моисею Мендельсону» (1785) устное признание Г. Э. Лессинга о его приверженности пантеизму. Считая философию Спинозы наиболее совершенным выражением пантеизма и рассматривая последний как последовательный рационализм и детерминизм, Якоби на этом основании отождествлял пантеизм с атеизмом и фатализмом и утверждал его несовместимость с какой-либо моралью, а в качестве альтернативы выдвигал теизм, опирающийся на акт веры и утверждающий существование личного Бога. Выступивший против Якоби в защиту Лессинга М. Мендельсон в сочинении «Утренние часы, или Лекции о бытии Бога» (1785) обосновывал возможность «очищенного пантеизма», который усматривает в божественной сущности источник не только всего истинного, но и всего благого, а потому вполне совместим с нравственными ценностями религии. Доводы Мендельсона поддержали И. Г. Гердер (сочинение «Бог») и И. В. Гёте (в переписке с Якоби); с критическими аргументами Якоби частично солидаризировались И. К. Лафатер и И. Г. Гаман; промежуточную позицию в дискуссии занял И. Кант, в статье «Что значит ориентироваться в мышлении?» подвергший критике как односторонний рационализм Мендельсона, так и провозглашённый Якоби принципиальный отказ от опоры на рациональные основания в области религии и морали.
Обсуждение вопроса о возможности «очищенного» пантеизма переросло в дискуссию об основаниях и границах рационального познания и стало важным импульсом к формированию систем немецкого идеализма. Выдвинутое Кантом в сочинении «Критика способности суждения» толкование пантеизма как неудачной попытки избежать затруднений в объяснении телеологии природы путём замены причинного отношения между Богом и природой на отношение имманентности спровоцировало интерес к понятию «пантеизм» в натурфилософском контексте. Опираясь на кантовские аргументы, Ф. В. Шеллинг в сочинении «Философские исследования о сущности человеческой свободы...» (1809), исходя из определения пантеизма как «учения об имманентности вещей в Боге», попытался разграничить различные типы пантеизма, в числе которых спинозизм представляет собой лишь один из вариантов, и обосновать возможность идеалистического пантеизма, предполагающего реальность свободы. В неоконченном трактате «Мировые эпохи» Шеллинг рассматривал пантеизм, дуализм и теизм как отображения различных аспектов божественной сущности, раскрывающихся в разные моменты её саморазвития. Обвинения в пантеизме стали одним из основных упрёков в адрес немецкого идеализма со стороны его критиков (так, Ф. К. фон Баадер характеризовал воззрения Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля как «динамический пантеизм», а Г. Гейне иронически назвал пантеизм «тайной религией Германии»). Начиная с трактата Г. Б. Еше «Пантеизм в его различных главных формах» («Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen», 1826–1832) понятие «пантеизм» стало активно применяться в историко-философских исследованиях.
На рубеже 19–20 вв. интерес к пантеизму как возможной альтернативе традиционным религиям проявили отдельные представители материалистичного монизма (И. Рюльф и др.), а в 1920-е гг. – А. Древс, выдвинувший программу «конкретного пантеизма» как новой свободной религии.