Святой Дух
Свято́й Дух, в христианском вероучении – Бог, в триадологии – третье Лицо (Ипостась) Троицы; предвечно исходит от Отца (в католической догматике – от Отца и от Сына, Filioque) и посылается в мир Сыном (Ин. 15:26), имеет личные особенности, сохраняя сущностное единство с другими Ипостасями.
Прикровенные сведения о Святом Духе христианские богословы находят уже в книгах Ветхого Завета. Полное раскрытие его бытия происходит в новозаветной истории: сошествие Святого Духа на крещаемого в Иордане Христа в виде горлицы (Лк. 3:22) (греч. слово «голубь», περιστερά, как и «дух» в семитских языках, евр. руах, арам. руха – ж. р.); «частное» преподание его апостолам (Ин. 20:22); ниспослание в праздник Пятидесятницы (Деян. 2 гл.), знаменующее рождение христианской Церкви, с которой Святой Дух пребывает в нерасторжимом единении. Он созидает единство верующих во многообразии творимых им даров (о чём говорится в кондаке этого праздника). Главное личное свойство Святого Духа – освящение – реализуется его действием в таинствах и иных богослужениях. Обращаемая к Святому Духу молитва «Царю Небесный» имеет широкое внехрамовое употребление: поётся перед началом уроков, лекций и различных собраний для «наставления» её участников «на всякую истину» (Ин. 16:13).
Особое чествование Святого Духа совершается в православной традиции в понедельник после Пятидесятницы (День Святого Духа), являясь своеобразным продолжением чествования Святой Троицы.