Объект
Объе́кт (objectum, буквально – брошенный обо что-то, предмет, от лат. objicio – бросать вперёд, противопоставлять), категория теории познания, обозначающая предметную область, на которую направлена практическая или познавательная активность субъекта. Понятия объекта и субъекта соотносительны: активность субъекта необходимо предполагает внеположный ей объект, это два полюса в составе некоторого единства. Объект не тождествен объективной реальности: та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; кроме того, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют различные типы объектов и соответственно различные типы субъектно-объектных отношений: объектом может быть существующая в пространстве и времени физическая вещь, объективно-реальная ситуация; собственно тело субъекта; состояния сознания субъекта и даже его Я в целом; другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Проводимое иногда противопоставление субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений ошибочно, т. к. основано на неправомерном отождествлении объекта с физической вещью.
Для понимания основных характеристик сознания, познания и деятельности важен тот принципиальный факт, что объект всегда внеположен субъекту, не сливается с ним. Эта внеположность имеет место и тогда, когда субъект имеет дело с состояниями собственного сознания, своим Я, и тогда, когда он вступает в отношения с другими субъектами. Так, например, понимание другого человека, предполагающее умение встать на его точку зрения, как бы пережить его состояние изнутри (то, что обычно считается классическим случаем субъектно-субъектных отношений), может быть успешным только в том случае, если субъект не сливается с состояниями чужого сознания, как не может с ними полностью слиться даже тот субъект, которому принадлежат эти состояния, и не перестаёт воспринимать другого извне, обладая «избытком видения» (M. M. Бахтин). Иногда термин «объект» используется в философии вне контекста его отношения к субъекту, а просто в смысле предмета. Так, в философии науки выделяют эмпирические и теоретические (в том числе идеальные) объекты; в современной логике рассматриваются абстрактные (в частности, числа) и конкретные объекты.