Философия тождества
Филосо́фия то́ждества (нем. Identitätsphilosophie), общее название философской системы Ф. В. Шеллинга, развиваемой им приблизительно с 1801 по 1806 гг., основу которой составляло учение об абсолютном, понятом в качестве совершенного тождества, а именно неразличённости (Indifferenz), субъективного и объективного.
Основные положения философии тождества декларируются её автором в работе «Изложение моей философской системы» («Darstellung meines Systems der Philosophie») (1801) и развиваются в диалоге «Бруно, или о божественном и природном начале вещей» («Bruno, oder über das göttliche und natürliche Prinzip der Dinge», 1802), трактате «Философия и религия» («Philosophie und Religion», 1804), лекциях «Философия искусства» («Philosophie der Kunst», 1802–1805) и других трудах. Наиболее проработанным изложением системы тождества считается изданная посмертно «Система общей философии и натурфилософии в особенности:(из рукописного наследия)» [«System der gesamten Philosophie und der Naturphilosophie insbesondere (Aus dem handschriftlichen Nachlaß)», 1804].
Система тождества делится на три части: (1) всеобщая философия как метафизика абсолютного, (2) всеобщая и специальная философия природы, (3) конструирование идеального мира и его потенций. Тем самым разработка данной системы являлась для Шеллинга решением проблемы соотношения «двух основных наук философии» – натурфилософии и трансцендентального идеализма, заключающимся в их общем обосновании в теории абсолютного. В устройстве системы тождества можно увидеть предвосхищение зрелой версии системы Г. В. Ф. Гегеля, состоящей из (1) логики, (2) натурфилософии и (3) философии духа.
В философии тождества тотальная неразличённость субъективного и объективного и есть разум, взятый абсолютно. Он один и равен себе самому; он есть все. «Высший закон для бытия разума, а так как вне разума нет ничего…, то и для всякого бытия (поскольку оно постигнуто в разуме), есть закон тождества, который в отношении ко всякому бытию выражается посредством А = А» (Шеллинг. 2014. С. 38–39). Это положение утверждает исключительно бытие самого тождества, которое не зависит от субъекта или предиката данного суждения. Оно безусловно и бесконечно и даже имеет форму тождества тождества. Абсолютное тождество есть исключительно в форме познания своего тождества с самим собой. Оно бесконечно, а рассмотрение вещей в перспективе конечности означает рассмотрение их не такими, какие они есть в себе.
Самопознание этого тождества – это бесконечное полагание себя самого и в качестве субъекта, и в качестве объекта, совершающееся только по форме бытия, но не по сущности. По форме субъект и предикат положения тождества отличаются, но по сущности они суть одно и то же целое – А. «Между субъектом и объектом невозможно никакое другое различие кроме количественного» (Шеллинг. 2014. С. 48). Оно возможно только относительно величины бытия, «так именно, что, хотя полагается одно и равное тождественное, но с перевесом субъективности или объективности» (Шеллинг. 2014. С. 49). Это различие мыслимо только относительно единичного бытия, которое не есть некоторое «в себе». Именно количественное различие субъективности и объективности и служит единственным основанием для всякой конечности. Общей формулой, выражающей её, является А = В. При этом любое конечное образует т. н. относительную тотальность. Шеллинг называет определённой потенцией то, что «обозначает определенное количественное различие субъективности и объективности, каковое имеет место в отношении к целому или к абсолютной тотальности…» (Шеллинг. 2014. С. 63). Если смотреть из этой перспективы, «абсолютное тождество есть только в форме всех потенций» (Шеллинг. 2014. С. 65).
«Форма бытия» абсолютного тождества в итоге такова (см. Шеллинг. 2014. С. 68):
+ +
А = В А = В
_________________________
А = А
Из неё видно, что субъективное и объективное могут получить перевес только в противоположных направлениях. Прочерченная линия в ней означает само тождественное, а знак + над литерами – полагаемое не в себе, а с перевесом.
Формулы над линией Шеллинг называет полюсами, а формулу А = А – точкой неразличённости. Линия символизирует саму форму бытия абсолютного тождества. На основании бесконечной её делимости «каждая точка линии будет точкой безразличия, полюсом, и полюсом таким или противоположным, в зависимости от того, как она рассматривается» (Шеллинг. 2014. С. 70). Приведённая схема позволяет перейти к конструированию относительных потенций как реального универсума (All) (природа вообще, а также в её неорганических и органических формах), так и идеального мира (знание, действие, искусство, государство, философия).
Система тождества содержала в себе также и методологические новации. Так, в ней несколько изменился статус интеллектуального созерцания, которое трактуется здесь как самосозерцание абсолютом самого себя. Оно начинает рассматриваться в качестве универсальной основы конечного самосознания, а не как акт его самопродуцирования. Особую значимость в период создания системы абсолютного тождества для Шеллинга приобретает метод конструирования. Применение его в философии оказывается возможным благодаря допущению интеллектуального созерцания в качестве источника философского познания. В системе тождества «всякое конструирование есть представление вещей в абсолютном» (Шеллинг. 1966. С. 86), так что конструирование чего-либо означает определение его места в универсуме, понятом исходя из абсолютного тождества. Оно не есть ни выражение всеобщего в особенном, ни особенного во всеобщем, но «выражение в абсолютной неразличённости» (Шеллинг. 1989. С. 9).
На данный момент не существует устоявшейся оценки значения философии тождества как для истории философии в целом, так и для интеллектуальной биографии Шеллинга. В ней могут видеть, во-первых, отказ от позиции конечного самосознания и трансцендентальной философии, переход к абсолютизации, а стало быть, мистификации разума. Во-вторых, сторонники философии абсолютного также подвергают жёсткой критике систему тождества. Здесь наиболее показательна позиция Гегеля, полагавшего, что Шеллингу не удаётся достаточным образом вывести конечные определения из «ночи абсолютного» тождества, «в которой, как говорится, все кошки серы…» (Гегель. 2000. С. 15). А в методологическом плане эта система недостаточно обоснована и «начинает сразу же, как бы выстрелом из пистолета; с абсолютного знания» (Гегель. 2000. С. 20). Она пользуется методом схематизирующей конструкции, т. е. такого «однообразного формализма», овладеть которым «не труднее, чем палитрой живописца, на которой всего лишь две краски» (Гегель. 2000. С. 32). Впрочем, и самого Гегеля можно причислить к представителям системы тождества, усовершенствовавшего её за счёт (1) введения в понятие абсолютной неразличённости принципа негативности, позволяющей интерпретировать абсолютное тождество в качестве тождества спекулятивного (тождества тождества и нетождества) и спекулятивно-логически вывести из абсолютной всеобщности особенные определения, а также (2) заменившего метод конструкции спекулятивно-диалектическим методом, дающим возможность развёртывать конкретизирующую абстрактное диалектику понятий, не зависящую от какого бы то ни было созерцания. Независимо от этого система тождества является значимой и для современной метафизики, не в последнюю очередь благодаря особому акцентированию созерцательной стороны философского исследования, которая была редуцирована в гегелевской системе.