Понимающая психология
Понима́ющая психоло́гия (нем. verstehende Psychologie), направление в философии и психологии первой трети 20 в., поставившее своей задачей смысловое понимание душевной жизни человека в отличие от естественно-научного каузального объяснения психических явлений. Получило обоснование в конце 19 в. в трудах В. Дильтея, термин введён Э. Шпрангером.
Важным импульсом для становления понимающей психологии явилась сложившаяся в русле идей немецкого романтизма герменевтика Ф. Шлейермахера. Одной из важнейших её задач Шлейермахер считал «психологическое» истолкование исследуемого текста в контексте конкретной жизни автора и его индивидуальности, присущего ему «способа восприятия предмета». В работах С. Кьеркегора, ставших в 20 в. одним из истоков экзистенциальной психологии, даётся психологический анализ различных по своему смысловому содержанию форм отчаяния и страха.
В. Дильтей рассматривал психологию и антропологию как основополагающие дисциплины в системе «наук о духе». Отмеченное им во «Введении в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», Bd 1, 1883) и сформулированное в «Идеях к описательной и расчленяющей психологии» («Ideenüber eine beschreibende und zergliedernde Psychologie», 1894) методологическое обоснование «описательной психологии», призванной дать целостное понимание душевной жизни, предполагает систематическое описание её «структурной взаимосвязи», остающейся неизменной на протяжении всей жизни человека (в поздних работах Дильтей предпочитал говорить именно о «структурной психологии»), её развития в смене возрастов, каждый из которых характеризуется определённым типом переживания, и её «приобретённой взаимосвязи», т. е. накопленного индивидом опыта, знаний, умений и т. п. Каждый из описанных Дильтеем «типов мировоззрения» (натурализм, объективный идеализм и идеализм свободы) отличается своим особым «настроением», раскрывающим мир соответственно в аспекте «ощущаемых», явленных вещей как мир «отношений, вытекающих из жизни чувств», и как объект волевых решений.
Подход, намеченный В. Дильтеем, стремился развивать Э. Шпрангер, выделивший шесть культурно-психологических типов людей (человек теоретический, экономический, эстетический, социальный, властный, религиозный) с присущей каждому из них специфической «смысловой взаимосвязью действий, переживаний и реакций». Эта типология определила и его педагогические установки.
Идеи понимающей психологии получили преломление в «понимающей психопатологии» К. Ясперса, философии М. Хайдеггера, психологической концепции Л. Бинсвангера, в таких направлениях, появившихся после Второй мировой войны, как гуманистическая психология, экзистенциальная психология и др.