Троица
Тро́ица (греч. Τριάς, род. п. Τριάδος, лат. Trinitas), важнейшее имя Бога в христианстве. Троица означает, что Единый по существу Бог троичен в трёх Лицах (Ипостасях) – Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа.
В Ветхом Завете учение о Троице присутствует прикровенно, на Неё указывают одновременное использование в отношении Бога единственного и множественного числа [Быт 1:2, 26–27 («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему…» и др.)]. Свидетельством является также откровение пророка Исаии, где Единому Богу серафимы воссылали тройственную славу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис 6:3). По повелению Бога ветхозаветные священники благословляли людей тройственным благословением: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ 6:24–26). Иногда в Ветхом Завете называются имена лиц Троицы: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс 32:6; Пс. 2:7 и др.).
Вся Троица явила Себя людям в крещении Господнем: тогда отверзлись небеса и Дух Божий снизошёл на Иисуса, а глас Отца с небес возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:16–17). Христос заповедовал ученикам крестить во имя Бога- Троицы: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28:19). Апостолы свидетельствовали о Троице в посланиях: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин 5:7 и др.).
Учение о Троице (триадология), важнейшее в христианстве, наиболее полно было раскрыто в 4 в. святителями Григорием Богословом, Василием Великим и Афанасием Великим. На I и II Вселенских соборах Церкви (325 и 381) был составлен Никео-Константинопольский символ веры – краткое изложение сути триадологии в контексте домостроительства спасения мира. Единая сущность, или природа (греч. οὐσία, φύσις), Бога всецело принадлежит каждому из трёх Лиц: Они единосущны между Собой, имеют равное достоинство и вечно пребывают в единстве взаимной любви. Отец безначален и является вечным источником бытия для Сына и Святого Духа; Сын предвечно и вневременно рождается от Отца; Святой Дух предвечно и вневременно исходит от Отца. Каждое Лицо Единого Бога имеет своё свойство: ипостасное свойство Отца – нерождённость, Сына – рождение, Святого Духа – исхождение. При этом темины «рождение» и «исхождение» лишь указывают на различный порядок вечного ипостасного происхождения Сына и Духа, их буквальное толкование неприемлемо. Тройственная раздельность Лиц не нарушает единства Бога, т. к. в Боге нет множественности: по словам святителя Григория Богослова, «каждая из них [трёх Ипостасей], созерцаемая особо... есть Бог и все три созерцаемые вместе, есть также один Бог» (цит. по: Спасский. 1914. С. 516).
В каждом Божественном действии принимают участие все Лица Троицы в соответствии со своими ипостасными особенностями: создание мира, Боговоплощение, спасение и другие промыслительные действия в тварном мире не изменяют сущность Троицы. Поэтому тайна Троицы непостижима и в христианском богословии не объясняется. Вступая в Церковь, христианин принимает верой учение о Троице, на высших ступенях духовной жизни подвижники удостаиваются Её созерцания.
В богословии западного христианства постепенно получила распространение идея, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Начиная с 6 в. (Толедские соборы) в Никео-Константинопольский символ веры стало включаться прибавление Filioque (и от Сына). Это нововведение является одним из существенных препятствий в церковном общении православных и католиков.
Иконография
В раннехристианском и византийском искусстве сложился сюжет т. н. ветхозаветной Троицы, изображающий гостеприимство Авраама («Явление трёх ангелов Аврааму», мозаики церквей Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432–440, Сан-Витале в Равенне, 546–547) и являющийся прообразом Троицы новозаветной. Эта тема получила широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве («Зырнянская Троица», 1379–1400, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; «Троица» работы Андрея Рублёва, Храм Христа Спасителя, Москва).
Наряду с ним сформировалась иконография новозаветной Троицы («Отечества»), представляющая Бога Отца в виде старца (иногда с треугольным нимбом) на троне, Христа как отрока на Его лоне и Святого Духа в виде голубя. Она встречается в византийской книжной миниатюре и в древнерусских иконах (икона новгородской школы «Отечество», 15 в., Третьяковская галерея).
В западноевропейской иконографии фигура Бога Отца изображалась над Распятым Христом, между Ними парит голубь Святого Духа: фреска Мазаччо (1427) в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции; сцена «Диспута» («Церковь Земная и Небесная») Рафаэля (1508–1511) в ватиканских Станцах. В Северной Европе с начала 12 в. получил распространение иконографический тип «Престол милосердия», изображающий Бога Отца, восседающего на троне и держащего на руках тело мёртвого Христа; композицию может дополнять голубь Святого Духа: многочисленные скульптурные группы, створки алтарей Р. Кампена (около 1410 и около 1428–1430, обе – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), Алтарь Троицы Х. ван дер Гуса (около 1478–1479, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Этот образ использовался в живописи периода Контрреформации («Троица» Эль Греко, 1577, Прадо, Мадрид).