Шпрангер Эдуард
Шпра́нгер Эдуа́рд (Eduard Spranger) (27.6.1882, Грослихтерфельде, близ Берлина – 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ, психолог, педагог.
В 1900–1905 гг. учился в Берлинском университете у В. Дильтея и К. Штумпфа. Профессор университетов Лейпцига (1911–1920), Берлина (1920–1946, ректор в 1945), Тюбингена (с 1946).
Философские взгляды Шпрангера сложились в русле идей Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Г. Риккерта. В главном труде «Формы жизни» («Lebensformen», 1914) Шпрангер развивал идеи понимающей психологии, рассматривая душевную жизнь в её смысловой целостности, которая осуществляется в духовной деятельности Я, включённой в определённое содержание культуры. Единственным путём познания любых духовных форм Шпрангер считал постижение индивидуальной структуры духа. Различия в смысловой (ценностной) направленности и психологической установке субъекта, из которых Шпрангер выводил и основные направления духовной объективации, определяют характер выделяемых Шпрангером шести основных идеальных типов человеческой индивидуальности: «экономический» человек хозяйства, «теоретический» человек науки, «эстетический» человек искусства, «социальный» человек любви и «самоотдачи», «политический» человек власти и «религиозный» человек. Рассматривая личность как носителя культуры, Шпрангер призывал освободиться от «социологической иллюзии» – сведения науки, искусства, нравственности и религии к общественным силам. Признавая неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, Шпрангер решающую роль отводил «лично-человеческому» и «предметно-культурному» содержанию, развёртывающемуся в этих формах и определяющему их ценность.
Метод понимающей психологии был реализован Шпрангером в «Психологии юношеского возраста» («Psychologie des Jugendalters», 1924; рус. пер. в сб. «Педология юности», 1931) – одном из наиболее влиятельных сочинений немецкой педагогики 20 в. Шпрангер выделил три основные характеристики, присущие юношескому возрасту: открытие собственного Я, осуществляемого в формах саморефлексии, появление жизненного плана и врастание в отдельные сферы жизни и культуры.
Автор многочисленных работ по теории и истории педагогики (в том числе о К. В. фон Гумбольдте, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеле).