Вундт Вильгельм
Вундт Ви́льгельм, Вильгельм Максимилиан Вундт (Wilhelm Maximilian Wundt) (16.8.1832, Неккарау, Баден, ныне в составе Мангейма, Баден-Вюртемберг – 31.8.1920, Гросботен близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии. Родился в семье лютеранского священника, изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга, Берлина, Карлсруэ. С 1858 г. работал ассистентом в физиологической лаборатории Г. Л. Ф. Гельмгольца в Гейдельбергском университете, опубликовал ряд крупных работ по физиологии мышечного сокращения и гистологии. Занимаясь опытами по физиологии органов чувств, заинтересовался психологическими проблемами восприятия. В прочитанном в Гейдельберге первом курсе лекций по психологии («Vorlesungen über die Menschen- und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стремился объединить естественно-научный подход к феноменам сознания с элементами эмпирической философии И. Ф. Гербарта и Дж. С. Милля. С 1864 г. – профессор антропологии и медицинской психологии в Гейдельберге, в 1874 г. – профессор индуктивной философии (логики) в Цюрихе, с 1875 г. – профессор философии в Лейпцигском университете, где в течение последующих 45 лет систематически работал над созданием научной психологии и её институциональным отделением от философии. В 1879 г. на собственные средства организовал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию (с 1883 – Институт экспериментальной психологии Лейпцигского университета). В этом институте учились, работали или прошли стажировку практически все основатели национальных психологических школ, в том числе российских, – В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и Г. И. Челпанов; по образцу института Вундта строились все психологические лаборатории того времени. Лекции Вундта пользовались огромной популярностью, собирали сотни слушателей.
По Вундту, психология – наука о феноменах сознания, опирающаяся на экспериментальный метод (экспериментальную интроспекцию) и использующая в качестве теоретических моделей аналогии из химических исследований («ментальная химия»), например поиск простейших неделимых «элементов» психики и законов их взаимодействия. Вундт стремился отграничить психологию как от донаучных описаний «способностей души», так и от попыток физиологического редукционизма: физиологический и психологический процессы несводимы друг к другу, они протекают параллельно, подчиняясь разным закономерностям (принцип психофизического параллелизма). Предметом психологии является описание структуры непосредственного опыта, который открывается нам в интроспекции, но может и должен исследоваться также опосредованно, с помощью объективных методов (измерение времени реакции, частоты пульса и т. п.). Вслед за Г. В. Лейбницем Вундт исходил из существования двух уровней сознания – перцепции и апперцепции. Если для перцепции характерно диффузное осознание с доминированием ассоциативных связей, то процессы ясного сознания являются результатом апперцепции – творческого синтеза, в основе которого лежит волевое усилие, переводящее воспринимаемые содержания в фокус внимания. Возникающие при этом структуры ощущений и чувствований подчиняются законам особой психологической причинности (например, зависимость части от целого).
Вундт разработал трёхмерную теорию эмоций, согласно которой любое содержание сознания может быть локализовано в пространстве трёх координат: «удовольствие – неудовольствие», «напряжение – расслабление», «возбуждение – успокоение». В 20 в. эта теория получила подтверждение в исследованиях значений слов с помощью факторного анализа.
В течение последних 20 лет жизни Вундт работал над 10-томной «Психологией народов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–1920), перспектива которой, как он пишет в автобиографии («Erlebtes und Erkanntes», 1920), была навеяна философией истории Г. В. Ф. Гегеля. «Психология народов» продолжает традицию культурной и лингвистической антропологии В. фон Гумбольдта и «этнической психологии» немецких учёных М. Лацаруса и Х. Штейнталя и намечает контуры будущей культурно-исторической психологии, основанной на исследовании языка, мифов, обычаев и культурных артефактов. По Вундту, в области такой «надындивидуальной психологии» использование эксперимента невозможно, да и не нужно, т. к. здесь уже «проэкспериментировала» сама история. В основе языка как проявления психической активности лежит инстинкт самовыражения: стремление к сообщению своих представлений, чувств, аффектов. Язык представляет собой часть обширной сферы «выразительных движений» (Ausdrucksbewegungen), включающих мимику, жесты, звуковые сигналы. Целостный подход к языку проявился, в частности, в трактовке предложения как структурированного смыслового комплекса, из которого в ходе анализа могут быть вычленены лексические и грамматические элементы. Идеи Вундта оказали большое влияние на языкознание начала 20 в., в частности на И. А. Бодуэна де Куртенэ, на раннего Л. Блумфилда, на философию языка и мифа Э. Кассирера.
В работах по логике Вундт подчёркивает психологическую природу нормативных для мышления человека логических законов. В этике Вундт был сторонником «коллективизма», считая, что интересы личности должны подчиняться интересам общества, а нравственность – целенаправленно формироваться в процессе социализации и воспитания воли.
В инициированной Вундтом продолжительной дискуссии о границах применения экспериментального метода в психологии в числе его основных оппонентов выступили исследователи памяти (Г. Эббингауз) и представители Вюрцбургской школы (К. Бюлер, О. Кюльпе).