Атман
А́тман (санскр. आत्मन् – дыхание, дух, я, самость), одно из основных понятий индийской религиозно-философской традиции. В самом общем смысле – всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание; в качестве абсолютного сознания обычно соотносится с Брахманом как абсолютным бытием. Истоки представлений об атмане восходят к Ригведе, где он означает дыхание как жизненную силу, воплощённую во всех существах, а также дух, животворящий всю вселенную. Концептуальное оформление учение об атмане получило в упанишадах, где атман, как духовная сердцевина, присутствует во всех сознающих существах. С одной стороны, атман выступает в качестве внутреннего «я», т. е. индивидуального, субъективного принципа, с другой – совпадает с бытием как таковым, т. е. с высшим Брахманом.
Единство атмана как вечной и не подверженной изменениям реальности противопоставлено не только разнородности явленного мира, но и многообразию психических свойств личности. Четыре последовательных уровня соответствия онтологической картины мира определённым пластам или состояниям человеческой психики выражают постепенный подъём от многообразия к единству («Мандукья-упанишада»). На первом этапе атман, называемый Вайшванара, пребывает в телесной оболочке и посредством органов чувств («ртов») «вкушает» физические элементы. В космологическом плане – это Вират, или «тело» Бога, образованное материальной вселенной, в психологическом – ему соответствует состояние бодрствования (джаграт). На втором этапе атман, носящий название Тайджаса, олицетворяет собой всё многообразие психической жизни, выступая как субъект, воспринимающий «тонкие» элементы – разнообразные впечатления, идеи и т. д.; на уровне космологии – это Хираньягарбха («Золотой зародыш»), т. е. совокупность всех душ, в индивидуальном сознании ему соответствует сон со сновидениями (свапна). На третьем этапе атман, называемый Праджня, переживает только состояние блаженства (ананда), в космологическом плане это Ишвара – всемогущий и всеведущий Господь, а в психологическом он связан с состоянием глубокого сна без сновидений (сушупти). Наконец, четвёртое состояние (турия) восстанавливает изначальную однородность атмана, в которой совпадают его вселенский и психологический аспекты, а сам он полностью избавлен от ограничений авидьи.
Отличение атмана как чистого бытия и сознания от преходящих и изменчивых состояний тела и психики отразилось также в учении о «пяти атманах», как бы вложенных друг в друга («Тайттирия-упанишада»). Первый из них – это атман аннамайя (состоящий из пищи), т. е. физическое тело. Второй – пранамайя (состоящий из жизненных сил), образованный пятью пранами и пятью органами действия; он входит в тело после зачатия и обеспечивает жизнь отдельного существа. Третий атман – маномайя (состоящий из разума) – образован умом (манасом), способностью сомнения (вимарша) и пятью органами чувств (индрия); он порождает желания, направленные на внешние объекты и тем самым связывает различные воплощения души (сансара). Четвёртый – виджнянамайя (состоящий из знания) – образован соединением интеллекта (буддхи), способности принимать решения (нишчая) и всё той же пятёрки индрий. Наконец, пятый атман – нандамайя (состоящий из блаженства) – это совокупность ментальных состояний (вритти), которые наступают в глубоком сне без сновидений и характеризуются глубоким спокойствием. Представление упанишад об атмане развивалось в дальнейшем ортодоксальными религиозно-философскими школами, прежде всего ведантой.