Брахман (в философии)
Бра́хман (санскр. ब्राह्मण), в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане; сам же он – вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, свободен от качеств и действия, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положительных терминах и рамках какой-либо частичной логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно – немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «ни то ни то» (санскр. नेति नेति) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или рационально-умозрительными способами, Брахман открывается лишь высшей религиозной интуиции (анубхава), опирающейся на тексты Шрути («откровения»).
В древнейших текстах Вед слово «Брахман» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий (молитва, сакральная формула). Умозрительная концепция универсального Брахмана сформулирована в ранних Упанишадах. Брахман становится единой абсолютной реальностью, исполненной высшего смысла. Вне Брахмана ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в Брахмане, как в зародыше (хираньягарбха, буквально – золотой зародыш), из которого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа Брахмана – воплощённый и невоплощённый, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадараньяка-упанишада, II, 3, 1). В адвайта-веданте первый образ становится Сагуна-Брахманом, или Брахманом, «наделённым качествами», как его представляют в ритуале и в обычном размышлении; второй – Ниргуна-Брахманом, или Брахманом без качеств и атрибутов, неизменным абсолютом – бытием-сознанием. Сагуна-Брахман – это преломление высшего бескачественного Брахмана в майе-авидье (иллюзии-неведении), Ишвара, или персонифицированный бог, создающий, поддерживающий и разрушающий мир. В других школах веданты Сагуна-Брахман отождествляется с Вишну (вишишта-адвайта) или Кришной (двайта) и становится объектом эмоционального поклонения (бхакти).
Истинная универсальность Брахмана достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании, что составляет учение о тождестве Брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Брахман», «это Брахман, это атман», «я есмь Брахман», и как итог в наиболее абстрактной форме: «ты есть то» (санскр. नेति नेति). При всём этом Брахман соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность Брахмана явлена как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).