Майя (термин)
Ма́йя (санскр. माया – иллюзия, видимость), в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая ему проявиться во всём своём многообразии. В «Прашна-упанишаде» (116) обозначает одну из божественных сил, способную создавать иллюзорные образы. В традиции веданты майя впервые появляется в «Мандукья-кариках» Гаудапады, где выступает как принцип, объясняющий переход от реального, вечного и неделимого Брахмана к множественным и преходящим элементам мира. Майя у Гаудапады уподоблена сновидению, омрачающему сознание отдельной души; выход за пределы майи рассматривается как «пробуждение» к истинному знанию. Концепция майи играет ключевую роль в адвайта-веданте Шанкары, где майя рассматривается как творческая потенция (шакти) Брахмана, целиком от него зависящая, грандиозная космическая иллюзия, которой Вселенная обязана своим появлением. Одновременно майя полностью совпадает с авидьей (неведением) и вивартой (кажимостью) и т. д. и характеризуется как «неопределимая в категориях реального и нереального». Представители вишишта-адвайты выступили с резкой критикой этой версии майи, Рамануджа считал учение Шанкары прямой уступкой буддизму. Для самого Рамануджи майя – это волшебная и благодатная сила Ишвары, благодаря которой он реально творит мир. В кашмирском шиваизме майя считается вечной и реальной энергией Шивы, развёртывающей иерархию сущего. Майя по существу персонифицируется здесь в образе Шакти – возлюбленной Шивы, олицетворяющей собой его космическую «игру» (лила).