Онтология
Онтоло́гия (от греч. ὄν, род. падеж ὄντος – сущее и ...логия), раздел философии, имеющий своим предметом проблематику бытия как такового. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (Германия, 1613), немецкий философ И. Клауберг в 1656 г. употребил термин «онтософия» как равнозначный понятию метафизика. Х. фон. Вольф закрепил употребление термина «онтология» в значении «общей метафизики», соответствующей «первой философии» Аристотеля (онтология как «наука о сущем как таковом»), в отличие от «специальной метафизики», включающей «общую космологию», «рациональную психологию» и «рациональную теологию» (или «естественную теологию»).
Предпринятая И. Кантом критика традиционной метафизики исходит из того, что рассудок никогда не может выйти за пределы возможного опыта, «за пределы чувственности, в которой только и могут быть даны нам предметы», в силу чего «гордое имя онтологии, притязающей на то, чтобы давать априорные синтетические знания о вещах вообще в виде систематического учения… должно быть заменено скромным именем простой аналитики чистого рассудка» (Кант И. Собрание сочинений. Т. 3. Москва, 1994. С. 239). У Г. В. Ф. Гегеля место прежней онтологии и метафизики занимает разработанная им система «объективной логики», в основе которой лежит переосмысленный им принцип тождества мышления и бытия.
Новое обращение к понятию онтологии происходит на рубеже 19–20 вв., прежде всего в разных вариантах феноменологии. Э. Гуссерль различает «формальную» онтологию – априорное учение о «формальных категориях» предметности вообще, выполняющее функцию общего «наукоучения», и «региональные», или «материальные», онтологии, исследующие априорные основания различных предметных сфер бытия (природы, человека, истории и т. д.) и образующие фундамент соответствующих эмпирических наук, изучающих эти сферы (позднее Т. Кун ввёл понятие «дисциплинарных онтологий»). Созданная Н. Гартманом «новая», «критическая» онтология, отвергающая умозрительные, дедуктивно выводимые системы «сущностных» определений бытия, истолковывается им как «категориальный анализ» строения реального мира, вырабатываемый в процессе эмпирического исследования всего многообразия его феноменов.
М. Хайдеггер, введя понятие «онтологического различия» бытия и сущего и считая, что вся прежняя онтология занималась лишь вопросом о смысле сущего, полагал путём к прояснению поставленной им проблемы смысла («истины») бытия анализ основных модусов («экзистенциалов») человеческого существования, названный им «фундаментальной онтологией». Ж.-П. Сартр определил свой главный труд «Бытие и ничто» («L’être et le néant», 1943) как «опыт феноменологической онтологии».
В развитии аналитической философии первоначальная резкая критика онтологии как имеющей дело с «псевдопроблемами» (Р. Карнап) сменилась во 2-й половине 20 в. своеобразной её реабилитацией («онтологический приоритет» типов предметности в «дескриптивной метафизике» П. Стросона и др.). Согласно принципу онтологической относительности У. Куайна, существование тех или иных объектов постулируется в «экзистенциальных утверждениях» конкретной теории, и эти постулируемые в рамках определённого языка «сущности» или предметы являются его «онтологическими обязательствами» (ontological commitment).
Неомарксистская «конкретная утопия» Э. Блоха, формулируемая им как «философия надежды», получила развитие в его сочинении «Онтология ещё-не-бытия» («Ontologie des Noch-Nicht-Seins», 1961). В кругу идей марксизма различные версии онтологии представлены в посмертно опубликованных работах Д. Лукача («К онтологии общественного бытия» – «Zur Ontologie des gesellschaftlichen Seins», Bd 1–3, 1971–1973, рус. пер. 1991) и М. А. Лифшица («Что такое классика? Онтогносеология. Смысл мира. "Истинная середина"», 2004).