Гельвеций Клод Адриан
Гельве́ций Клод Адриа́н (Claude Adrien Helvétius) (26.1.1715, Париж – 26.12.1771, там же), французский философ. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738–1751 гг. занимал должность генерального откупщика налогов. В 1751 г. ушёл с государственной службы и переселился в Париж, где вошёл в круг энциклопедистов и включился в работу по созданию «Энциклопедии».
Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов; с позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения. Выход в свет сочинения Гельвеция «Об уме» («De l’Esprit», vol. 1–2, 1758; рус. пер. 1917) стал событием в истории французского Просвещения. Сочинение было осуждено теологическим факультетом Сорбонны и Парижским парламентом и сожжено. Причиной этих нападок, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, физическая природа которого побуждает его к получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о личном, прежде всего материальном интересе как основе человеческой жизни. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему – результат любви к самому себе, в основе дружбы – корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств»). Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Д. Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради родины, или бескорыстии учёных, например Г. В. Лейбница и И. Ньютона, и т. п.).
В 1773 г. в Гааге усилиями друзей Гельвеция, а также русского посланника в Голландии князя Д. А. Голицына была опубликована книга Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» («De l’Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation», рус. пер. 1938), где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Гельвеций. 1974. Т. 2. С. 185). Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал – Франция как конфедерация небольших республик, где просвещённый монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права, различие в их имущественном положении не должно быть слишком большим.
Гельвеций заложил основание целостной системы утилитаризма; его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль.