Арнонкур Николаус
Арнонку́р Никола́ус (Nikolaus Harnoncourt) (6.12.1929, Берлин – 5.3.2016, Санкт-Георген-им-Аттергау), австрийский дирижёр, виолончелист, гамбист, музыковед.
Окончил Венскую академию музыки (1952), играл на виолончели в Венском симфоническом оркестре (1952–1969). В 1953 г. совместно с женой, скрипачкой Алисой Арнонкур, организовал ансамбль «Сoncentus Musicus Wien» – один из первых коллективов, выдвинувших принцип аутентичного исполнительства. Мировую известность Арнонкуру принесли интерпретации музыки И. С. Баха (первые записи сделаны в 1964), в особенности всех баховских кантат (записи 1971–1990, совместно с Г. Леонхардтом). В 1970-х гг. записал три оперы К. Монтеверди, оперу «Кастор и Поллукс» Ж.-Ф. Рамо, ораторию «Судный день» и «Застольную музыку» Г. Ф. Телемана, а также многочисленные менее известные сочинения барокко. В 1980–1990-е гг. приложил свою исполнительскую концепцию к музыке венских классиков (экспериментальные записи опер В. А. Моцарта, симфоний Л. ван Бетховена) и романтиков (сочинения Ф. Шуберта, И. Брамса).
Ценность представляют исследования Н. Арнонкура в области истории музыкального исполнительства (о влиянии старинной техники звукоизвлечения и игры, хорового и сольного пения на современную интерпретацию старинной музыки) и музыкальных инструментов (главным образом эпохи барокко). Организовал Международный фестиваль старинной и современной музыки «Styriarte» в Граце (1985). С 1992 г. неоднократно участвовал в Зальцбургском фестивале. Выступал с лекциями по проблемам аутентичного исполнительства. Профессор зальцбургского «Моцартеума» (1972–1993). Завершил публичные выступления в 2015 г.
Премия «Грэмми» (2001). Премия Эрнста фон Сименса (2002).