Кёйкен Виланд
Кёйкен Ви́ланд (нидерл. Wieland Kuijken) (род. 31.8.1938, Дилбек, провинция Фламандский Брабант), бельгийский виолончелист и гамбист. Представитель аутентичного исполнительства.
Родился в семье музыкантов, его братья – Сигизвальд Кёйкен и Бартольд Кёйкен. С 1953 г. учился игре на виолончели в Консерватории Брюгге. В 1957 г. продолжил обучение в Королевской консерватории Брюсселя (окончил в 1962), параллельно самостоятельно осваивал виолу да гамба и всё больше погружался в изучение исполнительских практик 17 и 18 вв.
В разные годы был участником известных коллективов: ансамбля Alarius Ensemble (1959–1972), ансамбля авангардной музыки Musiques Nouvelles, оркестра Collegium Aureum, ансамбля Hespèrion XXI под руководством гамбиста Ж. Саваля. С 1972 г. участник ансамбля (барочного оркестра) La Petite Bande, основанного С. Кёйкеном. С 1986 г. играет в Струнном квартете Кёйкенов (Kuijken String Quartet), организованном С. Кёйкеном (вместе со скрипачом Ф. Фернандесом и альтисткой М. Тьер – с 1966 женой С. Кёйкена); коллектив специализируется на исполнении квартетов и квинтетов (при участии скрипача Р. Теракадо) эпохи классицизма. В 1988–1992 гг. руководил барочным оркестром Collegium Europae. Сотрудничал с контратенорами А. Деллером и Р. Якобсом, флейтистами Ф. Брюггеном и М. Антаем, гобоистом П. Домбрехтом, виолончелистом А. Билсмой, клавесинистом Г. Леонхардтом, клавесинистом и дирижёром У. Кристи, канадским ансамблем виол Les Voix Humaines, со своим сыном Питом (пианистом, клавесинистом и исполнителем на исторических разновидностях фортепиано), с дочерьми С. Кёйкена – пианисткой Вероникой, скрипачкой Сарой, пианисткой и сопрано Мари. Гастролировал в США, Австралии и Новой Зеландии, в странах Европы и Азии. Принимает участие в международных фестивалях старинной музыки, в том числе в Музыкальном фестивале Фландрии и Английском Баховском фестивале. Выступает как приглашённый дирижёр.
В 1972–2003 гг. преподавал виолу да гамба в Королевских консерваториях Брюсселя и Гааги. Среди известных учеников – российский виолончелист и гамбист П. Г. Сербин. С начала 1970-х гг. В. Кёйкен дал множество мастер-классов в Европе, США и Японии. Регулярно участвует в работе жюри международных конкурсов.
Основу репертуара В. Кёйкена составляет музыка 17–18 вв., что отражено в обширной дискографии (лейблы Accent, Arcana, Denon, Deutche Harmonia Mundi, Harmonia Mundi France, Philips и др.), включающей камерные произведения эпохи барокко (И. С. Бах, А. Корелли, Ж.-М. Леклер, Г. Ф. Телеман, концерты Ф. Куперена и Ж.-Ф. Рамо, камерно-вокальная музыка Г. Пёрселла) и классицизма (Л. Боккерини, Й. Гайдн, В. А. Моцарт), а также сочинения Ф. Шуберта, Р. Шумана и К. Дебюсси. Среди записей, сделанных В. Кёйкеном в качестве солиста: сонаты для виолы да гамба и сюиты для виолончели соло И. С. Баха, пьесы М. Маре, Ж. де Сент-Коломба, А. Форкре (в том числе пьесы для двух виол, записанные с Ж. Савалем).
В. Кёйкен получил признание как один из наиболее влиятельных популяризаторов виолы да гамба и барочной виолончели в 20–21 вв. Для него характерны требовательность к стилистической корректности интерпретации, внимание к деталям, точное следование авторскому тексту, высокое техническое качество исполнения и благородная сдержанность в сочетании с раскрытием богатых выразительных возможностей используемых музыкальных инструментов.