Направления, стили, жанры в музыке

Фантазия (музыкальный жанр)

Фанта́зия (от греч. φαντασία – воображение), 1) жанр инструментальной (реже вокальной) музыки. Отличается свободой построения. В широком смысле фантазия относится к группе . Фантазия появилась в числе старинных инструментальных жанров и восходит к традициям исполнительской 16–17 вв. Термин в разные эпохи имел неодинаковое значение. Ранние фантазии (16 в.), в основном написанные для и , также для клавишных инструментов, близки , , . Встречались также полифонические фантазии, близкие и . В 17 в. расцвет фантазии связан с органной музыкой и использованием сложной полифонической техники («Хроматическая фантазия» ). В 18 в. распространилась в клавирной и органной музыке, отличается свободой в смене ритма, гармонии, встречается как самостоятельное произведение, а также объединяется в цикле с в музыке , подобно токкате и (Фантазия и фуга для органа соль минор BWV 542), а у композиторов смыкается с (Фантазия и Соната до минор KV 475, 457). В 19 в. композиторы-романтики синтезировали в фантазии разные жанры и формы (часто на основе сонатной); появляется жанр симфонической фантазии, связанный с программностью («Буря» ) и близкий , , . В фантазии 20 в. композиторы продолжали применять основные композиционные принципы (импровизационность, синтез различных форм, программность).

2) Жанр, основанный на темах, заимствованных (фольклорных или авторских) или взятых из собственных сочинений («Сербская фантазия» для оркестра ), в котором часто применяется развитие.

Термин нередко указывает на свободу трактовки жанра ( , Полонез-фантазия ).

Роберт Шуман. Фантазия C-dur op. 17. Запись 2010. Исполняет Е. Кисин.

Редакция музыки
  • Термины теории музыки