Фантазия (музыкальный жанр)
Фанта́зия (от греч. φαντασία – воображение), 1) жанр инструментальной (реже вокальной) музыки. Отличается свободой построения. В широком смысле фантазия относится к группе свободных и смешанных форм. Фантазия появилась в числе старинных инструментальных жанров и восходит к традициям исполнительской импровизации 16–17 вв. Термин в разные эпохи имел неодинаковое значение. Ранние фантазии (16 в.), в основном написанные для лютни и виуэлы, также для клавишных инструментов, близки каприччио, токкате, канцоне. Встречались также полифонические фантазии, близкие ричеркару и тьенто. В 17 в. расцвет фантазии связан с органной музыкой и использованием сложной полифонической техники («Хроматическая фантазия» Я. П. Свелинка). В 18 в. распространилась в клавирной и органной музыке, отличается свободой в смене ритма, гармонии, встречается как самостоятельное произведение, а также объединяется в цикле с фугой в музыке барокко, подобно токкате и прелюдии (Фантазия и фуга для органа соль минор И. С. Баха BWV 542), а у композиторов венской классической школы смыкается с сонатой (Фантазия и Соната до минор В. А. Моцарта KV 475, 457). В 19 в. композиторы-романтики синтезировали в фантазии разные жанры и формы (часто на основе сонатной); появляется жанр симфонической фантазии, связанный с программностью («Буря» П. И. Чайковского) и близкий парафразе, рапсодии, симфонической поэме. В фантазии 20 в. композиторы продолжали применять основные композиционные принципы (импровизационность, синтез различных форм, программность).
2) Жанр, основанный на темах, заимствованных (фольклорных или авторских) или взятых из собственных сочинений («Сербская фантазия» для оркестра Н. А. Римского-Корсакова), в котором часто применяется вариационное развитие.
Термин нередко указывает на свободу трактовки жанра («Вальс-фантазия» М. И. Глинки, Полонез-фантазия Ф. Шопена).