Кастраты (певцы)
Кастра́ты (итал. castrati, от лат. castro – очищать, подрезать, оскоплять), певцы, у которых вследствие произведённой в детстве кастрации сохранялся высокий голос.
Искусство кастратов получило распространение главным образом в Италии к середине 16 в. Кастраты пели в католических церквах, где запрещалось пение женщин, и в оперных театрах. В составе итальянских оперных трупп выступали в Австрии, Англии, Германии, Испании, России.
Голос кастратов – высокий, сильный, ровный во всех регистрах – отличался большой подвижностью, что позволяло им исполнять сопрановые и альтовые партии, содержащие сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки, характерные для искусства бельканто. В последней четверти 17 в. приобрели важнейшее значение в итальянской барочной опере, в 18 в. – в жанре оперы-сериа, где обычно исполняли главные мужские партии (например, Юлий Цезарь в одноимённой опере Г. Ф. Генделя), нередко были задействованы и в женских партиях (Эвридика в первой постановке оперы «Орфей» К. Монтеверди и др.).
Пользовались колоссальным успехом у публики, являясь наиболее высокооплачиваемыми певцами. Знаменитыми кастратами были Николини (Н. Гримальди), Сенезино (Ф. Бернарди; псевдоним Сенезино носили в разное время несколько певцов-кастратов), Фаринелли (К. Броски), Дж. Б. Веллути, Каффарелли (Г. Майорано), Дж. Крешентини, Л. Маркези, Г. Паккьеротти, Б. Ферри, Ф. Балатри и др.
На оперной сцене кастраты перестали выступать в середине 19 в., их пение в католической церкви было запрещено папой Пием X в 1903 г. Последним кастратом считается А. Морески, певший в Сикстинской капелле (умер в 1922; сохранились граммофонные записи его голоса, 1902–1904).