Concentus Musicus Wien
Concentus Musicus Wien (от лат. concentus musicus – музыкальное согласие, музыкальная гармония), австрийский инструментальный ансамбль (оркестр) старинной музыки, старейший коллектив подобного рода.
Создан в 1953 г. в Вене Н. Арнонкуром, корифеем аутентичного исполнительства, совместно с супругой – скрипачкой Алисой Арнонкур (род. 1930; концертмейстер оркестра до 1985). В основе репертуара – музыка западноевропейского барокко и венской классической школы.
Первый публичный концерт Concentus Musicus Wien состоялся в 1957 г. во дворце Шварценберг (Вена). Концертмейстер оркестра с 1986 г. – Э. Хёбарт. Арнонкур возглавлял оркестр до 2015 г., c 2016 г. у оркестра нет постоянного руководителя, им попеременно дирижируют Хёбарт, А. Бишоф (второй концертмейстер) и клавесинист Ш. Готфрид. Концертами и звукозаписями Concentus Musicus Wien руководил почти исключительно Арнонкур, после его смерти в качестве приглашённых дирижёров с оркестром выступают известные аутентисты, среди них Д. Фазолис. Для исполнения хоровой музыки привлекались коллективы Вены – хор Венской государственной оперы, Хор имени Арнольда Шёнберга, Венский хор мальчиков, Chorus Viennensis, а также Баховский хор (Стокгольм), Хор имени Монтеверди (Гамбург) и др. Оркестр гастролирует с 1960 г., в том числе в США с 1966 г. Concentus Musicus Wien – постоянный участник Зальцбургского фестиваля (c 1993) и фестиваля Styriarte (в Граце, с 1985); участвует также в других международных музыкальных фестивалях, среди которых – BBC Proms (1999).
Репертуар Concentus Musicus Wien запечатлён в его обширной дискографии. Первая грампластинка с «Бранденбургскими концертами» И. С. Баха вышла в 1965 г. (запись 1964). Крупнейший проект в истории коллектива – полный комплект церковных кантат И. С. Баха, осуществлённый Н. Арнонкуром совместно с Г. Леонхардтом в 1970–1990 гг. Concentus Musicus Wien участвует в концертном исполнении и записи барочных и классических (в том числе редко звучащих) опер, среди которых – «Орфей», «Коронация Поппеи» и «Возвращение Улисса на родину» К. Монтеверди, «Дидона и Эней» и «Королева фей» Г. Пёрселла, «Роланд-паладин» («Orlando paladino») Й. Гайдна, «Луций Сулла», «Заида» и «Царь-пастух» В. А. Моцарта. Значительное место занимают оратории и кантаты Г. Ф. Генделя: «Саул» (с Д. Фишером-Дискау), «Самсон», «Мессия» (2 записи, в том числе со словенской певицей М. Липовшек), «Иевфай», «Торжество Александра», «Теодора», «Te Deum» (HWV 278, 1713; HWV 283, 1743), «Ода на день Святой Цецилии».