Пэрротт Эндрю
Пэ́рротт Э́ндрю (Andrew Parrott) (род. 10.3.1947, Уолсолл, Уэст-Мидлендс), британский дирижёр и музыковед, представитель аутентичного исполнительства.
Окончил Оксфордский университет в 1969 г., получил докторскую степень там же в 1976 г.
Создатель (1973) и руководитель ансамбля The Taverner Choir, Consort and Players (одним из инициаторов создания выступил М. Типпетт, у которого Э. Пэрротт с 1971 работал ассистентом). Возглавлял ансамбли Musica Reservata (1973–1975), New York Collegium (2001–2010), камерный оркестр London Mozart Players (2000–2006; единственный из перечисленных коллективов, не относящийся к аутентичному исполнительству: в репертуаре музыка от классицизма до 20 в.). В 1980–1982 гг. Пэрротт в качестве певца (тенора) выступал в составе экспериментального вокального ансамбля Electric Phoenix.
Как приглашённый дирижёр сотрудничал с «Оркестром века Просвещения», Оркестром Бостонского фестиваля старинной музыки, Шотландским камерным оркестром, Словацким филармоническим оркестром, Норрчёпингским симфоническим оркестром (Швеция), театральной компанией Opera Atelier (Торонто; специализируется на постановках опер 17–18 вв. в аутентичной манере) и рядом оперных театров, в числе которых – «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Гастролировал в странах Северной Америки и Европы, в том числе в России (2018).
Бо́льшую часть репертуара и основной предмет исследовательских работ Пэрротта составляет музыка Ренессанса, барокко и сочинения представителей венской классической школы (Г. де Машо, К. Монтеверди, Г. Пёрселл, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Под его управлением исполняются также произведения композиторов 20–21 вв.: Б. Бриттена, Л. Ноно, А. Пярта, И. Ф. Стравинского, Дж. Тавенера.
Дискография, изданная преимущественно на лейблах EMI, Virgin и Sony, включает записи цикла концертов «Времена года» и духовной музыки А. Вивальди, духовных и светских сочинений К. Монтеверди, мотетов Жоскена Депре, оперы «Дидона и Эней» и хоровых сочинений Г. Пёрселла, оркестровых сюит, «Бранденбургских концертов», «Страстей по Иоанну», «Страстей по Матфею» и отдельных кантат И. С. Баха, Реквиема В. А. Моцарта, всех фортепианных концертов Л. ван Бетховена (записаны с пианистом и исполнителем на исторических разновидностях фортепиано Р. Браутигамом), хоровых произведений А. Пярта и Дж. Тавенера. Запись мессы «Западный ветер» Тавернера получила премию Gramophone Award (2016).
В исполнительском стиле Пэрротта, сообщаемом ансамблям и оркестрам под его управлением, неизменно отражается глубина музыковедческих исследований музыканта. Стилистически и исторически корректные интерпретации характеризуются стройностью музыкальной формы и превосходным техническим уровнем.
Автор книги «The Essential Bach Choir» (2000), в которой развил концепцию Дж. Рифкина «один голос на одну партию», и ряда статей об аутентичном исполнительстве. Редактор (вместе с Х. Китом) сборника кэрол (The new Oxford book of carols. Oxford, 1992).