Респонсорий
Респонсо́рий (лат. responsorium, от responsum – ответ), в традиционном богослужении католиков жанр, в котором текст распевается респонсорно.
Под термином «респонсорий» (без уточнений) подразумевается большой респонсорий утрени (responsorium prolixum). «Респонсорий мессы» (responsorium missae) – то же, что градуал. В респонсории чередуются хоровой (ансамблевый) рефрен (responsum; при повторениях обычно укорачивается) и сольный распев украшенного мелизмами псалмового стиха (versus) в особом, т. н. респонсорном, тоне. Текстовая основа рефренов – Священное Писание (главным образом Псалтирь) или его поэтические парафразы.
В средневековом богослужении использовались сотни больших респонсориев, об их литургической и музыкальной значимости свидетельствуют частые упоминания в трактатах. К 16 в. большая часть этих респонсориев была упразднена, а в оставшихся использование рефрена сократилось до укороченной репризы «трёхчастной формы». В эпохи Позднего Возрождения (после Тридентского собора) и барокко сохраняли значение большие респонсории трёх дней Великой седмицы: Четверга, Пятницы и Субботы. Они составляли главное украшение службы, совмещавшей утреню и лауды, и метафорически называемой Tenebrae (лат., буквально «сумерки»): в начале утрени зажигали 15 свечей, по ходу службы их постепенно гасили (по одной свече после каждого из 15 псалмов, включая функционально тождественные им библейские песни), что символизировало мрак, охватывавший страдающего Христа; после Benedictus в храме воцарялась тьма.
Образцы «тёмных» респонсориев (полифонические обработки григорианских мелодий либо авторская музыка на традиционные тексты респонсориев) – у К. Джезуальдо, О. ди Лассо, К. де Моралеса, Т. Л. де Виктории, М.-А. Шарпантье, Ф. Куперена и др.