Лонгини Марко
Лонги́ни Ма́рко (Marco Longhini) (род. 26.7.1960, Мантуя), итальянский дирижёр и певец, видный представитель аутентичного исполнительства.
В 1983 г. окончил Падуанскую консерваторию по специальности «хоровое дирижирование», в 1988 г. – по специальности «пение». В 1994 г. окончил Миланскую консерваторию имени Дж. Верди по специальности «оркестровое дирижирование» (классы Г. Беллини и Дж. Таверны). В 1995 г. в Венецианском университете защитил диссертацию по архитектуре «Воображаемое и городское пространство».
Творческая личность М. Лонгини сформировалась в 1980-х гг., в том числе под влиянием П. Хильера (основатель Hilliard Ensemble) и Э. Рули (руководитель ансамбля Consort of Musicke), с которыми он сотрудничал. В 1992 г. основал и возглавил вокальный (позднее также инструментальный) ансамбль Delitiae Musicae (штаб-квартира в Вероне), в основе репертуара которого – итальянская музыка 16–17 вв. Характерная черта реконструкций Лонгини – использование исключительно мужских голосов (среди прочих в его ансамбле пели К. Кавина и Дж. Малетто), иногда с привлечением сессионных дискантов (мальчиков). Также для его реконструкций характерны медленные (по сравнению с трактовками других аутентистов) темпы, поскольку, по его словам, «темп жизни в те времена был гораздо медленнее нынешнего, а внимание к деталям считалось основополагающей особенностью в любом произведении искусства» (из интервью Дж. Сипману, 2011). В целом ансамбль «Delitiae Musicae» отличает точность интонирования (особенно в сложном контексте хроматической гармонии), безукоризненная ритмическая дисциплина, виртуозная техника солистов. Лонгини выступал также как оперный дирижёр, в том же репертуаре, среди постановок – «Орфей» А. Сарторио (1999, «Театро делла Фортуна», Фано).
С 1992 г. профессор в Брешианской консерватории имени Л. Маренцио, преподаёт хоровое дирижирование, ведёт собственный курс «Архитектура, иконография и история искусства». Гастролировал с ансамблем Delitiae Musicae в Италии и за рубежом (преимущественно в Западной Европе), выступал на международных музыкальных фестивалях в Кремоне («Фестиваль Клаудио Монтеверди», 2005, 2013), Утрехте (Oude Muziek, 2007), Фрибуре (Festival International de Musiques Sacrées, 2010), Цюрихе (Alte Musik, 2009) и др. В 2010 и 2016 гг. в Московской консерватории дал мастер-классы по интерпретации итальянской ансамблевой и хоровой музыки 16–17 вв.
Самый масштабный исполнительский проект М. Лонгини – мадригалы и другие светские сочинения К. Монтеверди: 9 печатных «книг» мадригалов, сборник «Scherzi musicali» (1632), полифоническая и монодическая версии «Плача Ариадны», неопубликованные пьесы разных жанров, в том числе «Ламенто Олимпии». Записи этих сочинений опубликованы на 15 CD (лейбл Naxos) в 2002–2019 гг. Среди других аудиозаписей: все мадригалы (6 «книг») К. Джезуальдо (2010–2013), 4 мадригальные комедии А. Банкьери – «Сумасбродство старости», «Благоразумие юности» (обе – 1998), «Наука развлечения» и «Музыкальные метаморфозы» (обе – 2010), «Представление о Душе и Теле» Э. де Кавальери (1993), 6 редко исполняемых месс Дж. П. да Палестрины, выполненных на тематическом материале Ч. де Роре и Жаке Мантуанского (1996–2000).