Амстердамский барочный оркестр и хор
Амстерда́мский баро́чный орке́стр и хор (Amsterdam Baroque Orchestra & Choir), нидерландский музыкальный коллектив, работающий в русле аутентичного исполнительства.
Оркестр основан Т. Копманом в 1979 г. Копман, поныне остающийся руководителем коллектива, выступает с ним и как дирижёр, и в качестве клавесиниста и органиста. Значительную часть репертуара в первое десятилетие деятельности оркестра составляли концерты И. С. Баха, органные концерты Г. Ф. Генделя, клавирные и органные концерты, а также симфонии Й. Гайдна.
Хор был образован и присоединён к оркестру в 1992 г. и тогда же дебютировал на Фестивале старинной музыки в Утрехте (Нидерланды) мировой премьерой Реквиема и Вечерни Г. И. Ф. фон Бибера; запись, выпущенная в 1994 г., получила премию Cannes Classical Awards за лучшее исполнение хоровой музыки 17–18 вв. Присоединение хора позволило включить в репертуар коллектива оркестрово-хоровые произведения И. С. Баха (Месса си минор, «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»), Г. Ф. Генделя (оратории «Мессия», «Воскресение»), К. Ф. Э. Баха («Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта («Коронационная месса»).
Амстердамский барочный оркестр и хор принимает участие в международных музыкальных фестивалях (Баховский фестиваль в Лейпциге, Германия; Сантандерский международный фестиваль, Испания; Фестиваль Фландрии в Генте, Бельгия; Люцернский фестиваль) и гастролирует в странах Европы (в том числе в России, 2008, 2018), Северной и Южной Америки и Азии. К концертным выступлениям и записям регулярно привлекаются видные вокалисты, в числе которых П. Кой, Д. Йорк, К. Прегардьен, М. Чанс, Б. Шлик, А. Шолль.
В дискографии коллектива представлены (помимо вышеперечисленных произведений, бо́льшая часть которых записана): концерты А. Вивальди, Кончерто гроссо op. 6 Г. Ф. Генделя, мотеты М.-А. Шарпантье, концерты и симфонии К. Ф. Э. Баха, все симфонии В. А. Моцарта. Также были осуществлены масштабные проекты по записи полного цикла кантат И. С. Баха (1995–2005) и всех произведений Д. Букстехуде (Dieterich Buxtehude – Opera Omnia, завершён в 2014). Большинство CD изданы лейблом Erato, многие из них удостоены престижных музыкальных премий (Gramophone Classical Music Awards, Diapason d’Or, Prix Hector Berlioz, BBC Award).
Выступлениям и записям коллектива, отмеченным высоким исполнительским мастерством, присущи яркие динамические и фактурные контрасты, стильная орнаментация, применяющаяся как в инструментальных, так и в вокальных партиях. Партия клавишного инструмента в группе бассо континуо, обычно исполняемая на клавесине самим Т. Копманом, зачастую реализована с характерной почти чрезмерной насыщенностью.