Динамика (в музыке)
Дина́мика (от греч. δύναμις – возможность, сила) в музыке, одна из сторон организации музыки, связанная с изменениями во времени громкости, плотности звучания и темпа.
Динамика определяется действием различных свойств музыкального звука (высота, громкость, длительность, тембр) как по отдельности, так и в комплексе, характеризуется плавностью или скачкообразностью, интенсивностью и частотой смен тех или иных параметров. Она проявляется в мелодии, гармонии (аккордовых связях и тональном развитии), в ритмике, темпе, фактуре и т. п., на разных уровнях становления музыкального целого (например, в отдельно взятом звуке, в мотиве, фразе, части, цикле). Изучение динамики соприкасается с вопросами музыкальной интонации (в широком смысле), образного содержания музыки, теорией и историей музыкальных стилей.
В музыковедении наиболее детально изучена громкостная динамика. Тщательно разработана система обозначения динамических оттенков (в основном применяются итальянские термины): forte – сильно, громко; piano – слабо, тихо; mezzo forte – умеренно громко; mezzo piano – умеренно тихо; fortissimo – очень громко; pianissimo – очень тихо; forte-fortissimo – чрезвычайно громко; piano-pianissimo – чрезвычайно тихо; crescendo – постепенно усиливая; diminuendo – постепенно затихая; sforzando – напрягая силы, т. е. внезапно усиливая громкость отдельного звука (аккорда). Subito означает внезапную смену динамического оттенка.
Громкостная динамика имеет непосредственное отношение к интерпретации, причём динамические указания, данные композитором, хотя и обязательны для исполнения, но допускают в широких пределах индивидуальную трактовку (в ряде случаев динамические указания принадлежат не композиторам, а редакторам нотных изданий). Существующая типология громкостной динамики имеет исторический характер, отражает определённые этапы освоения средств музыкальной выразительности: для музыки барокко характерна ступенчатая (террасообразная) динамика, для музыки мангеймской школы – динамика постепенных переходов от forte к piano или наоборот, для сериализма – серии громкостей, для минимализма – длительное выдерживание одного динамического нюанса (громкостная статика). Некоторые специальные вопросы динамики рассматриваются в музыкальной акустике, физиологии музыкального слуха, музыкальной психологии (зонная природа динамического слуха, по Н. А. Гарбузову), инструментоведении (например, динамические характеристики музыкальных инструментов), теории инструментовки, истории оркестровых стилей.