Орган (музыкальный инструмент)
Орга́н (лат. organum, от греч. ὄργανον – орудие, инструмент; нем. Orgel, франц. Orgue, англ. organ), клавишно-духовой музыкальный инструмент.
Общая характеристика
Основные части: трубы (звучащая часть); мехи (часть системы воздухоподачи; до изобретения электромотора воздух накачивали руками или ногами помощники – кальканты); виндлады; клавиатуры и рукоятки включения регистров (система управления инструментом). Клавиши и регистровые рукоятки регулируют подачу воздуха к соответствующим трубам и связаны с ними при помощи трактуры.
Орган считается самым большим музыкальным инструментом, его внутренние части превосходят по размеру видимую часть – фасад, на который вынесены некоторые из труб. Оформление корпуса органа подчас представляет не меньшую художественную ценность, чем его звучание. Орган может быть украшен скульптурами – ангелов (например, орган церкви Святого Бавона в Харлеме, Нидерланды, 1735–1738), чудовищ, мавров (испанское органостроение) и т. п. Фасадные трубы органа могут быть декорированы, пример – орган собора Дарема, Великобритания (1876–1877). При изготовлении органа могут применяться нетрадиционные материалы, так, подавляющее большинство труб органа в Лас-Пиньяс (Филиппины) сделано из бамбука (1824).
Место органиста – пульт, или кафедра, – чаще всего располагается перед фасадом, включает клавиатуры для рук (мануалы) и для ног (педаль), а также рукоятки включения регистров и прочие механизмы управления специальными устройствами (копулами, свободными комбинациями и т. п.). При игре органисту обычно помогает ассистент, переключающий регистры согласно пометкам, заранее сделанным органистом в нотах. Со 2-й половины 19 в., главным образом во Франции, развивалась школа игры, предполагавшая отказ от ассистента. Количество мануалов органа – от 1 до 7 (чаще 2–4), диапазон каждого – от «до» большой до «соль» 3-й («до» 4-й) октавы; реальное звучание инструмента может достигать 10 октав. Самый большой орган находится в Бордуок-холле в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси, США, 1932). Инструмент насчитывает более 33 тыс. труб и управляется 7 мануалами и педалью.
Под термином «орган» понимаются также малые разновидности инструмента – портатив (в том числе регаль) и позитив.
Разнообразие характеристик органных труб даёт возможности для создания множества разных по звучанию регистров, набор которых (диспозиция) индивидуален для каждого инструмента.
В католической церкви и в большинстве протестантских (лютеранская, англиканская, методистская и др.), где орган является частью музыкального оформления богослужения, он обычно располагается на западной стене над входом, однако может находиться и в других местах: между колоннами центрального нефа, в трансепте, над алтарной преградой. В храме может быть 2 и более больших органов, установленных в разных местах. Например, один из органов может находиться ближе к алтарю, а другой – на хорах. Типичной чертой иберийского органостроения является установка двух органов друг напротив друга между колоннами центрального нефа. Уникальный случай представляют собой 6 органов во дворце Мафра (Португалия), построенные в 1806–1807 гг. и задуманные как единый ансамбль, позволяющий их одновременное использование.
Исторический очерк
Предшественник органа – античный гидравлос. Сохранились сведения о существовании органа в середине – 2-й половине 1-го тыс. в Западной Европе и Византии, причём его использование ограничивалось светской сферой; в христианской церкви он стал применяться предположительно на рубеже 1–2-го тыс.
Средневековый орган – это т. н. блокверк, звучащий единым хором принципальных труб. Клавиши его были очень широкими – по ширине труб, а система воздухоподачи несовершенной, поэтому играть на таком органе можно было лишь простые мелодии. Орган, сопоставимый с современными инструментами, сложился в эпоху Возрождения: появились новый тип трактуры (позволивший сузить клавиши до удобного размера), регистровые рукоятки для отдельных рядов труб, педаль (поначалу неразвитая). Самым старым действующим органом сегодня считается инструмент в церкви Валерской Богоматери в г. Сьон, Швейцария (около 1435; орган неоднократно перестраивался, но сохранились трубы 15 в., возможно, при постройке были также использованы трубы органа конца 14 в.). Органный репертуар позднего Средневековья и Возрождения – интабуляции вокального многоголосия, а также разного рода обработки церковных (особенно григорианского хорала) и светских мелодий, в том числе танцевальных и песенных. В этот период появились первые нотированные образцы органной музыки. Наиболее значительный памятник органной культуры 15 в. – Буксхаймская органная книга.
Для нотации применялась в основном табулатура (буквенная, цифровая), позднее – запись в виде партитуры. Современная нотация трёхстрочная: на двух верхних записывается партия, предназначенная для исполнения руками, на нижней – партия для ног. Органная специфика в музыке эпохи Ренессанса не выражена (тот же репертуар исполнялся и на других инструментах). Центры органной культуры в этот период – Нидерланды (Я. П. Свелинк), Испания (А. де Кабесон), Италия (К. Меруло, А. Габриели и Дж. Габриели).
Первый расцвет органного искусства пришёлся на эпоху барокко: была усовершенствована конструкция органа, стал разнообразнее регистровый состав, появились типично органные жанры, с которыми связано развитие исполнительской виртуозности. В этот период развивались национальные школы: итальянская (Дж. Фрескобальди, А. Майоне), испанская (Ф. Корреа де Араухо, П. Бруна), северонемецкая (Д. Букстехуде, С. Шейдт, В. Любек, Н. Брунс и др.), южнонемецкая (И. Я. Фробергер, И. Пахельбель, Г. Муффат), французская (Ф. Куперен, Н. де Гриньи); каждой свойственны свои конструктивные особенности инструмента, жанровая система, исполнительские традиции. К музыке эпохи барокко относится творчество И. С. Баха – крупнейшего органного композитора, выдающегося органиста, эксперта в области органостроения. Среди наиболее значительных мастеров органостроения представители знаменитого семейства органостроителей: А. Зильберман, Г. Зильберман и И. А. Зильберман; Ц. Хильдебрандт; А. Шнитгер и его сын Ф. К. Шнитгер.
Интерес к органу уменьшился у композиторов-классиков, которые отдавали предпочтение молоточковым клавишным инструментам. Известны пьесы Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена, предназначенные для часов с механическим органом.
В эпоху романтизма композиторы снова стали обращаться к органу. На первый план в романтическом органном искусстве выдвинулись крупные немецкие и французские музыканты: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, М. Регер; С. Франк, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн и др. Мировое признание получили немецкие инструменты фирм Walcker, в том числе орган Домского собора в Риге (1882–1884), орган Карловской церкви в Таллине (1924), в России – орган Большого зала Санкт-Петербургской филармонии (1903, в 2004 реконструирован фирмой Klais с сохранением стилистики) и др., и W. Sauer, в том числе в московском лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (1898, в соборе установлен в 1996) и др. Во Франции лидером органостроения был А. Кавайе-Коль (его инструмент установлен в 1901 г. в Большом зале Московской консерватории). Сложился новый тип органа, получивший название «симфонический» за свою способность соперничать с оркестром по силе и разнообразию звучания. В это время начала применяться пневматическая трактура, появилась возможность плавной смены динамики при помощи швеллера, свободные комбинации.
В 20–21 вв. интерес к органу сохраняется во многих странах. Одной из ведущих остаётся Франция, где орган продолжает своё развитие как церковный инструмент; среди композиторов 20 в. (которые чаще всего были исполнителями-виртуозами) – М. Дюпре, Ш. Турнемир, Ж. Ален, Ж. Лангле. Обширное органное наследие оставил О. Мессиан. Также среди крупных сочинений для органа 20 в.: Концерт для органа, струнного оркестра и литавр Ф. Пуленка (1938), 3 органные сонаты (№ 1, 2 – 1937, № 3 – 1940) и Концерт для органа с оркестром П. Хиндемита (1962). Среди выдающихся западных органистов 20–21 вв.: К. Штраубе, Э. П. Биггс, Х. Вальха, К. Рихтер, М.-К. Ален, Г. Леонхардт, Д. Рот, Т. Копман, О. Латри.
Совершенствуются средства управления органом, в частности, появляется зетцер, благодаря которому можно запрограммировать ряд регистровых сочетаний и затем менять их нажатием кнопки. В органостроении формируются две устойчивые тенденции: изучение, реставрация и копирование исторических инструментов (предтечей стало движение Orgelbewegung, один из инициаторов – выдающийся общественный деятель А. Швейцер); создание универсальных инструментов, объединяющих черты различных органных традиций. Развитие технологий, позволяющее размещать различные части органа на расстоянии, меняет отношение и к дизайну органов. Один из самых экстравагантных примеров – орган фирмы Glatter-Götz в Дисней-консерт-холле (Лос-Анджелес, 2004).
В 20 в. появились новые разновидности органа: театральный орган (англ. theatre organ), электроорган, орган Хаммонда.
В России орган появился во 2-й половине 15 в. в качестве светского инструмента при дворе государей и знати, позднее и в театре. Небольшие органы имелись в начале 17 в. в государевой Потешной палате, во 2-й половине 17 в. при дворе Алексея Михайловича работал польский органный мастер Симон Гутовский. В православной службе орган никогда не использовался. В 19 в. появились первые органные сочинения русских композиторов – В. Ф. Одоевского (который в том числе изобрёл орган «Себастианон»), в начале 20 в. – С. И. Танеева, А. К. Глазунова и др.; со 2-й половины 19 в. игре на органе стали обучать в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях. В советское время развитие органного искусства было продолжено в русле академического образования и концертной практики. Центрами органного исполнительства были столицы прибалтийских республик, среди органистов: Х. Лепнурм, Р. Уусвяли, П. Сиполниекс, Л. Дигрис. Среди российских органистов: М. Л. Старокадомский, А. Ф. Гедике, И. А. Браудо, Л. И. Ройзман, О. Г. Янченко, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг. Музыку для органа писали Гедике, Х. С. Кушнарёв, М. Л. Таривердиев, Ю. М. Буцко и др., отдельные сочинения созданы С. А. Губайдулиной. Цикл из 6 органных сюит, а также ряд камерных сочинений с участием органа принадлежит В. Г. Кикте.
Старейшие из ныне действующих органов: в Москве – орган Ф. Ладегаста (1868) в Российском национальном музее музыки; в Санкт-Петербурге – орган фирмы W. Sauer в Царскосельской гимназии искусств имени А. А. Ахматовой в г. Пушкин (1884).
Органостроительство в России приобрело размах в 21 в. Среди крупнейших органов: орган Светлановского зала Московского международного дома музыки фирмы Glatter-Götz (2004), большой орган Калининградского собора фирмы Alexander Schuke (2006), орган московского концертного зала «Зарядье» фирмы Mühleisen (2020).