Невмы
Не́вмы [лат. ед. ч. neuma, от др.-греч. νεῦμα – знак головой (кивок) или глазами], знаки музыкальной нотации.
Невма – основной тип графемы в системе нотной записи богослужебной (вокальной) музыки средневековой Западной Европы, Византии, Древней Руси (крюки), средневековой Армении (хазы). В древнейших сохранившихся невменных рукописях невма не имеет определённости в указании высот и ритмических длительностей музыкальных звуков; главное предназначение невменной записи – напомнить певчему об уже известной ему, ранее разученной мелодии. Невма может заключать в себе указание на одну ноту (точнее, ступень ладового звукоряда) или на мелодический ход (например, целую фразу). К одному слогу распеваемого текста может быть привязана одна невма или их совокупность (например, в мелизматическом пении). Невма, указывающая на одну ноту, называется простой, символизирующая 2–4 звука (реже больше) – составной. Составная невма, в которой графемы пишутся отдельно друг от друга, в западной традиции называется конъюнктурой (от лат. coniungo – соединять), со слитным написанием нескольких графем – лигатурой (от лат. ligo – связывать).
Невмы органично связаны с молитвословием. Самостоятельные графемы либо дополнительные символы (буквы алфавита, пометы, признáки и др.) на базовых невмах зачастую содержат указания на особенности исполнения, касающиеся агогики, динамики, орнаментики, а также на «риторические», доксологические и другие литургически значимые места распеваемого текста; существовал особый класс графем со специфическими начертаниями для грамотного (неискажённого) распева слов и слогов молитвословного текста. Эти тонкие исполнительские и ассоциативно-семантические особенности были утрачены с установлением линейной нотации (в Европе и России), для которой система «исполнительских» графем (динамических и агогических нюансов, темповых и других обозначений) была создана в течение нескольких столетий заново.