Транскрипция (в музыке)
Транскри́пция в музыке Нового времени – переложение музыкального сочинения для иного (по сравнению с оригиналом) состава исполнителей либо для того же состава с изменением тональности, фактуры и др.
В отличие от аранжировки (например, сольной песни – для хора) и переложения (например, оперной партитуры – для фортепиано) транскрипция нередко имеет художественное значение; такова, например, переработка И. С. Бахом скрипичных концертов А. Вивальди. В 19 в. транскрипция стала одним из популярных концертно-виртуозных жанров, среди авторов: композиторы-пианисты Ф. Лист («Лесной царь» и другие песни Ф. Шуберта, «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» и «Зигфрид-идиллия» Р. Вагнера и др.), С. В. Рахманинов («Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Муки любви» и другие скрипичные пьесы Ф. Крейслера, собственные романсы и др.), Ф. Бузони (Чакона из Партиты № 2 ре минор для скрипки соло BWV 1004 Баха). В числе выдающихся оркестровых транскрипций – «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, инструментованные М. Равелем.
Транскрипцией принято также называть расшифровку старинной нотации, записанную классическим пятилинейным нотным письмом.