Натуральная труба
Натура́льная труба́, типовое обозначение духовых амбушюрных музыкальных инструментов класса аэрофонов.
Самый общий признак таких инструментов – способность издавать звуки только натурального звукоряда. Корпус может быть прямым или изогнутым, материал изготовления – металл, дерево (например, альпийский рог), бамбук, глина, рог животного (например, шофар), бивень слона, раковина морского моллюска (т. н. раковина-труба) и др.; характерно отсутствие игровых отверстий на корпусе.
С древности один из главных сигнальных инструментов, известен также как военный, культовый, придворный церемониальный и др. Среди древнейших сохранившихся образцов: бронзовые луры германцев, прямые трубы (серебряная и бронзовая) из гробницы Тутанхамона. Под разными названиями инструмент поныне существует в традиционной культуре народов мира (украинская трембита, тибетская дунгчен, австралийская диджериду и многие другие). Для архаических культур характерно использование пары труб.
В странах Европы в эпоху Позднего Средневековья натуральные трубы применялись в ансамблях городских музыкантов вместе с шалмеями, литаврами и др. К 16 в. звукоряд трубы включал около 13 обертонов. Поскольку извлечение всех звуков этого диапазона было затруднено, музыканты в ансамблях делились на «партии» (обычно пять партий, но в любом случае не больше семи), верхняя из которых называлась «кларино» (от лат. clarus – светлый, ясный). Словом «кларино» со временем стали обозначать также особо сложный, виртуозный стиль игры в высоком регистре (2-я и 3-я октавы). Близость обертонов в этой тесситуре позволяла исполнять гаммообразные пассажи. Кроме того, за счёт изменения амбушюра могли использоваться хроматические варианты одной ступени (например, fis2/f2 в строе in C). Вершинные образцы стиля кларино – партии в сочинениях И. С. Баха («Бранденбургский концерт» № 2, оркестровые сюиты № 3 и № 4, хор «Jauchzet, frohlocket» из «Рождественской оратории» и др.), Г. Ф. Генделя («Музыка на воде», «Музыка фейерверка»); ныне партия кларино нередко исполняется на трубе-пикколо. Для игры в разных строях использовались кроны.
В эпоху классицизма стиль кларино вышел из употребления, а техника игры была утеряна. Во второй половине 19 в. натуральные трубы в оркестровой и сольной практике были окончательно вытеснены вентильными. Эпизодически используются в рамках аутентичного исполнительства.