Контратенор (регистр голоса)
Контрате́нор (контртенор; лат. contratenor, буквально – против тенора), самый высокий мужской певческий голос. Формируется в результате развития природного потенциала верхнего (головного или фальцетного) певческого регистра.
Вокальный диапазон контратеноров у разных певцов варьирует, в среднем охватывая расстояние от g малой до e второй октавы, при этом основной певческий голос вокалиста может соответствовать тенору или баритону. Различают несколько разновидностей контратенора (в основном благодаря исполняемому репертуару): альтовый, меццо-сопрановый и сопрановый. Певцов-контратеноров иногда называют фальцетистами, а их голос – фальцетом или мужским альтом. Во Франции также распространено обозначение «haute-contre» (буквально «высокий [голос] напротив») – мужской голос с диапазоном, эквивалентным контральто или меццо-сопрано; Ж.-Б. Люлли зачастую поручал ему исполнение ведущих ролей в операх.
С конца 13 в. термин «контратенор» использовался французскими, нидерландскими и английскими композиторами для обозначения вокальной партии, примерно совпадающей по высоте с тенором, в светских и церковных ансамблевых произведениях. С распространением четырёхголосия в 15 в. появились высокая (contratenor altus) и низкая (contratenor bassus) разновидности контратенора, соответствующие контратенору и альту в первом случае (предназначенные для исполнения мужчинами с высоким голосом, которые частично или постоянно использовали фальцет) и басу – во втором; таким образом, термин стал применим и для обозначения вокального диапазона. В 16 в. большее распространение получило искусство кастратов, в связи с чем певцы-фальцетисты практически исчезли как сольные исполнители. В 18–19 вв. традиция фальцетного пения поддерживалась в английских соборных хорах. Также в Англии вокальные партии в операх и кантатно-ораториальных произведениях, предназначенные для исполнения кастратами, могли петь женщины и контратеноры (к примеру, этим пользовался Г. Ф. Гендель, меняя голоса партий в соответствии с обстоятельствами). К концу 18 – началу 19 в. в качестве ведущих мужских оперных партий стали чаще использоваться певцы с более «естественным» диапазоном – тенора, баритоны и басы.
В 20 в. контратенор востребован в рамках аутентичного исполнительства; в его популяризации большую роль сыграл английский певец А. Деллер, который начал сольную карьеру, обратившись к английскому барочному репертуару (он также использовал этот термин для обозначения своего голоса). В настоящее время контратеноры часто исполняют партии в операх эпохи барокко, предназначавшиеся для кастратов, мужские оперные партии, написанные для женских голосов, а также партии в операх 20 в., специально написанные для данного голоса. В числе последних – Оберон в опере «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (партия написана специально для Деллера), Эхнатон в одноимённой опере Ф. Гласса.
Среди современных контратеноров: Ф. Жарусски, Э. С. Курмангалиев, Ф. Фаджоли, М. Чанс, А. Шолль, П. Эссвуд, Р. Якобс.