Ортис Диего
Орти́с Дие́го (Diego Ortíz) (около 1510, Толедо – около 1570, Неаполь, Испанская империя, ныне Италия), испанский теоретик музыки и композитор.
Биографические сведения крайне скудны. В 1553–1570 гг. служил капельмейстером при дворе испанских вице-королей в Неаполе – Фернандо Альвареса де Толедо и его преемника Педро Афана де Риберы. В 1570 г. на этом посту его сменил Ф. Мартинес де Лоскос, возможно, в связи со смертью Ортиса, позднейших свидетельств о жизни которого не сохранилось.
В 1553 г. Д. Ортис опубликовал в Риме свой «Трактат о глосировании каденций и других оборотов в музыке для виолы да гамба» на испанском («Trattado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones») и итальянском («Glose sopra le cadenze et altre sorte de punti in la musica del violone») языках. Многочисленные испанизмы в итальянской версии позволяют предположить, что автор сам выступил переводчиком своего труда. Слова из подзаголовка «заново представленные» (nuevamente puestos en luz), возможно, указывают на существование более ранних изданий трактата, однако никаких их следов до наших дней не дошло. Это первый в истории музыки труд, посвящённый практике орнаментального варьирования на струнных смычковых инструментах. При этом Ортис замечает, что приведённые им глосы могут также использоваться и певцами, что подчёркивает неразрывную связь вокальной и инструментальной музыки в эпоху Ренессанса. Первая часть трактата посвящена технике глосирования и содержит примеры мелодических фигур для украшения каденций, интервалов в объёме от примы до септимы (на иллюстрации показаны варианты глосирования восходящей секунды) и поступенных мелодических ходов. Вторая часть включает музыкальные композиции – «ричеркады» (ricercada). Среди них представлены пьесы как для сольного исполнения (первые 4 композиции), так и для игры с клавесином. Это 6 вариаций на популярную мелодию «Spagna», многоголосные обработки мадригала Я. Аркадельта «O felici occhi meie» и шансон П. Сандрена «Douce mémoire» (согласно Д. Ортису, клавесинист играет 4-голосную фактуру, в то время как гамбисту предлагается либо присоединиться к любому из голосов, либо придумать свой, 5-й), вариации на 8 «итальянских тем» (tenores italianos), среди которых – пассамеццо и романеска. Трактат Ортиса – ценнейший документ эпохи, отразивший типовые импровизационные практики того времени. Он активно используется современными музыкантами, работающими в русле аутентичного исполнительства.
В 1565 г. Д. Ортис опубликовал в Венеции сборник своих духовных сочинений «Первая книга музыки, содержащая гимны, магнификаты, Salve Regina, мотеты, псалмы и прочие различные песнопения» («Musices liber primus, hymnos, magnificas, salves, motecta, psalmos aliaque diversa cantica complectens»). Включённые в него произведения (всего 69 для 4–7 голосов) написаны под влиянием творений Й. Окегема, Жоскена Депре, К. де Моралеса, которых Ортис восхваляет во вступлении к сборнику. Здесь же он приветствует использование музыкальных инструментов в церкви.
Именем Д. Ортиса названа Городская музыкальная школа Толедо (Escuela Municipal de Música de Toledo «Diego Ortiz»).