Поннель Жан-Пьер
Понне́ль Жан-Пьер (Jean-Pierre Ponnelle) (19.2.1932, Париж – 11.8.1988, Мюнхен, Германия; похоронен в Париже), французский режиссёр и сценограф.
Один из крупнейших оперных режиссёров и театральных художников 20 в. Учился в Париже и других городах. По приглашению Х. В. Хенце оформил его оперы «Бульвар одиночества» (1952) и «Король-олень» (1956). Первая самостоятельная оперная постановка – «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1962, Дюссельдорф; постановка на Байройтском фестивале в 1981 считается одной из лучших в истории этой оперы).
Работал во многих крупных театрах Европы и США, обычно объединяя функции режиссёра и сценографа. В 1968 г. дебютировал на Зальцбургском фестивале в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини (дирижёр К. Аббадо) и до конца жизни был связан с этим фестивалем: поставил здесь ряд опер В. А. Моцарта, оперу «Моисей и Арон» А. Шёнберга (1987). В 1977 г. на Глайндборнском фестивале поставил оперу «Фальстаф» Дж. Верди. В конце 1970-х гг. сотрудничал с дирижёром аутентичного направления Н. Арнонкуром: постановки опер К. Монтеверди и Моцарта в Оперном театре Цюриха вошли в историю мирового оперного театра (широко известны в виде фильмов-опер). Наряду с классикой («Золушка» Россини, поставлена в 1973, «Ла Скала», Милан; «Дон Паскуале» Г. Доницетти, 1973, «Аида» Верди, 1984, «Итальянка в Алжире» Россини, 1988, все – «Ковент-Гарден», Лондон; «Летучий голландец» Вагнера, 1979, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк; «Кармен» Ж. Бизе, 1982, Цюрих; «Парсифаль» Вагнера, 1983, Кёльн; «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло, обе – 1985, Венская государственная опера; и др.) поставил ряд опер 20 в., в том числе «Лулу» А. Берга (1985, Мюнхен).