#Исполнительская практика
Исполнительская практика
Тег

Исполнительская практика

Исполнительская практика
Найденo 40 статей
Музыка
ТерминыТермины
Драматический тенор
Драмати́ческий те́нор (итал. tenore di forza, франц. fort-ténor, буквально – сильный тенор), разновидность мужского оперного голоса (тенор). Характеризуется сильным, глубоким звучанием в нижнем и среднем регистрах и ярким (более свободным, чем у героического тенора) верхним. Термин возник во 2-й половине 19 в., употребляется в отношении исполнителей драматических мужских партий в итальянских и французских операх (в отличие от термина «героический тенор», связанного преимущественно с исполнителями опер Р. Вагнера). Примеры: партия Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Самсона («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло). Среди известных драматических теноров – А. Нурри, Ж.-Л. Дюпре, Ф. Таманьо; в 20 в. – М. дель Монако. Партии драматических теноров включали в свой репертуар Э. Карузо, П. Доминго, В. Виндгассен, Л. Мельхиор и др.
Термины
Тенор-спинто
Те́нор-спи́нто (итал. tenore spinto, от spinto, буквально – подталкиваемый), разновидность высокого мужского голоса (тенора). По диапазону близок к лирическому тенору (tenore di grazia), но обладает бо́льшим весом, особенно в верхнем регистре. В отечественной литературе в качестве эквивалента используется понятие «меццо-характерный» тенор (см., например: Иванов А. П. Искусство пения. Москва, 2006. С. 37). Среди партий, предназначенных для тенора-спинто: Альфред, Герцог, Радамес («Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). В числе певцов: Ф. Корелли, П. Доминго, Х. Каррерас, Г. М. Нэлепп, З. И. Анджапаридзе.
Музыка
Части музыкального инструмента, механизмы
Педальная лира
Педа́льная ли́ра (англ. pedal lyre), деталь конструкции фортепиано. Состоит из педалей (у рояля – правой, левой и средней), помещённых в деревянный ящик, и деревянных стоек, соединяющих педальный механизм с корпусом инструмента. Выполняет поддерживающую и защитную функции, предотвращая повреждения педальных штоков. В 19 в. часто изготавливалась в виде античной лиры, чему обязана своим названием. В инструментах 20–21 вв. обычно включает две прямые стойки.
Фортепиано фирмы John Broadwood & Sons
Термины
Бассо континуо
Ба́ссо конти́нуо, сокращённый способ записи аккомпанемента, а также группа аккомпанирующих инструментов. В строгом смысле под бассо континуо понимается запись ансамблевых и сольных инструментальных партий, при которой нотными знаками выписан лишь бас. Он может быть дополнен цифровыми пометками, обозначающими надстроенные над ним комплексы интервалов, складывающиеся в многоголосные созвучия. Наибольшей популярностью бассо континуо пользовалось на протяжении 17 и 18 вв. Практика зародилась в Италии; к основным национальным школам относятся итальянская, немецкая и французская. Ныне термин применяется для обозначения широкого спектра явлений композиторской и исполнительской практики 16–19 вв., главной отличительной чертой которых является частичная запись нотного текста.
Музыка
Термины
«Гармоническая музыка»
«Гармони́ческая му́зыка», ансамбли духовых инструментов, распространённые во 2-й половине 18 – 1-й четверти 19 вв. в Европе; музыка для таких ансамблей. Включали в себя от 5 до 10 инструментов (деревянных и медных духовых). Пользовались особой популярностью при дворах и в домах знати. Среди авторов «гармонической музыки»: А. Сальери, В. А. Моцарт, Г. К. Вагензейль, И. Дружецкий, Й. Фиала, Дж. Паизиелло, Й. Штарцер, Ф. Мендельсон.
Музыка
Термины
Афишные соло
Афи́шные со́ло, оркестровые соло в музыкально-театральных спектаклях, указываемые в афишах и программах. Исполняются концертмейстерами групп струнных и солистами групп духовых инструментов. Афишные соло на арфе традиционно сопровождают сольные танцы и вариации прима-балерины в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Корсар» А. Адана, «Дочь фараона», «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» Ц. Пуни, «Раймонда» А. К. Глазунова и др.
Музыка
Термины
Клавирист
Клавири́ст (от клавир), исполнитель, владеющий несколькими разновидностями клавишных музыкальных инструментов. Явление характерно для Возрождения и барокко, когда клавирный репертуар не был дифференцирован по конкретным видам инструментов. Несмотря на попытки обозначить разницу в технике игры на органе и струнно-клавишных инструментах, осуществлённые в трактатах Дж. Дируты («Il Transilvano» – «Трансильванец», 1-я часть, 1593) и Ф. Корреа де Араухо («Facultad Orgánica» – «Органное искусство», 1626), подразумевалось, что клавирист одинаково хорошо владеет и тем, и другим. Юным музыкантам приходилось обучаться по большей части на клавесине или клавикорде, поскольку занятия на органе были связаны с рядом практических сложностей (участие в этом процессе кальканта, учёт расписания богослужений и соблюдение правил пожарной безопасности в церквах). Так, 6 трио-сонат BWV 525–530 И. С. Баха, ныне составляющие обязательную часть учебной программы органистов, изначально предназначались для клавесина с педалью. С утверждением фортепиано в качестве главного клавишного инструмента и развитием виртуозной школы умение играть на разных клавишных инструментах утратило актуальность и возродилось только в середине 20 в. в рамках аутентичного исполнительства. Среди известных российских клавиристов – А. Б. Любимов, Ю. В. Мартынов.
Музыка
1
2
3
4