#Исполнительская практикаИсполнительская практикаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИсполнительская практикаИсполнительская практикаНайденo 47 статейТерминыТермины Бас-баритонБас-барито́н, мужской певческий голос низкого регистра, средний между баритоном и басом. Термин возник в 19 в. в связи с партиями вагнеровского репертуара. Среди партий для бас-баритона: Вотан («Кольцо нибелунга» Р. Вагнера), Дон Жуан и Фигаро («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Игорь («Князь Игорь» А. П. Бородина), Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина). Среди известных бас-баритонов: П. Кой, Т. Краузе, Х. Хоттер, Э. Шротт, П. З. Андреев, Г. А. Бакланов, А. И. Батурин.Музыкальные коллективы Бергенский филармонический оркестрБе́ргенский филармони́ческий орке́стр (Bergen Filharmoniske Orkester), симфонический оркестр, старейший в Норвегии. Основан в 1765 г. До 1987 г. оркестр музыкального общества «Гармония», с 1996 г. в статусе национального. Среди руководителей: Э. Григ (1880–1882), Ю. Хальворсен (1893–1899), Х. Хейде (1907–1948), К. Андерсен (1964–1985), Д. Г. Китаенко (1990–1998), Э. Литтон (2003–2015). Основной оркестр Бергенского международного фестиваля (с 1953), участник Эдинбургского международного фестиваля (2017), BBC Proms (2007, 2015, 2018).Термины ГлосаГло́са, фигура для украшения мелодии в испанской инструментальной и вокальной музыке 16–18 вв. Служит для заполнения мелодических интервалов, выписанных крупными длительностями, более мелкими. Примеры глос представлены в трактатах Д. Ортиса («Трактат о глосировании каденций и других оборотов в музыке для виолы да гамба», 1553), Т. де Санта Марии («Искусство игры фантазий как на клавишных инструментах, так и на виуэле», 1565), П. Чероне («Композитор и наставник: трактат о теоретической и практической музыке», 1613). В 16 в. слово «глоса» также обозначало вариации.Термины Перекрёстная настройкаПерекрёстная настро́йка, настройка струнных инструментов, при которой каждая следующая струна может быть настроена как выше, так и ниже предыдущей. Используется для облегчения аппликатуры аккордов. Встречается как у щипковых инструментов (среди них теорба, укулеле, чаранго), так и у смычковых (лира да браччо, лира да гамба).Термины Музыка на случайМу́зыка на слу́чай (окказиональная музыка), музыка (обычно с участием хора, певцов-солистов), приуроченная к какому-либо событию. Сочиняется по случаю военной победы, интронизации светской аристократии и церковных иерархов, юбилея, погребения и т. д. Может быть написана в различных музыкальных жанрах: оратория, мотет, ода, кантата, кондукт, антем и др.Термины ПересочинениеПересочине́ние, исполнительская концепция современного аутентичного исполнительства (по отношению к старинной, главным образом инструментальной, музыке). Нотированный артефакт понимается лишь как канва для «живой» импровизации непосредственно в процессе исполнения. Прежде всего пересочинение касается орнаментики, но затрагивает и другое (например, ритмическое) варьирование записанного нотами оригинала. Представление о музыкальном артефакте, допускающем и даже подразумевающем пересочинение, со временем изменилось на представление о «законченном» оригинале, запечатлённом в нотном автографе (см. Opus perfectum et absolutum).Термины Переходные нотыПерехо́дные но́ты, в академическом вокале 2–3 звука, пограничные между нижним грудным, средним и головным регистрами. Диапазон переходных нот у голосов (сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас и др.) разный. Межрегистровые ноты, при звучании которых голосовые связки перестраиваются и могут возникнуть неприятные призвуки (вплоть до кикса – фальшиво взятой ноты), индивидуальны у каждого исполнителя. Наиболее часто с трудностями переходных нот сталкиваются теноры при пении звуков фа – фа-диез – соль первой октавы (переходные ноты из среднего в головной регистр). Владение микстом позволяет выровнять звучание голоса по всему диапазону.Термины Драматический тенорДрамати́ческий те́нор (итал. tenore di forza, франц. fort-ténor, буквально – сильный тенор), разновидность мужского оперного голоса (тенор). Характеризуется сильным, глубоким звучанием в нижнем и среднем регистрах и ярким (более свободным, чем у героического тенора) верхним. Термин возник во 2-й половине 19 в., употребляется в отношении исполнителей драматических мужских партий в итальянских и французских операх (в отличие от термина «героический тенор», связанного преимущественно с исполнителями опер Р. Вагнера). Примеры: партия Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Самсона («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло). Среди известных драматических теноров – А. Нурри, Ж.-Л. Дюпре, Ф. Таманьо; в 20 в. – М. дель Монако. Партии драматических теноров включали в свой репертуар Э. Карузо, П. Доминго, В. Виндгассен, Л. Мельхиор и др.Термины Тенор-спинтоТе́нор-спи́нто (итал. tenore spinto, от spinto, буквально – подталкиваемый), разновидность высокого мужского голоса (тенора). По диапазону близок к лирическому тенору (tenore di grazia), но обладает бо́льшим весом, особенно в верхнем регистре. В отечественной литературе в качестве эквивалента используется понятие «меццо-характерный» тенор (см., например: Иванов А. П. Искусство пения. Москва, 2006. С. 37). Среди партий, предназначенных для тенора-спинто: Альфред, Герцог, Радамес («Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). В числе певцов: Ф. Корелли, П. Доминго, Х. Каррерас, Г. М. Нэлепп, З. И. Анджапаридзе.Термины Дирижёрская аппликатураДирижёрская аппликату́ра, конкретная исполнительская реализация метра. Как и всякая интерпретация, дирижёрская аппликатура способна воплощать черты творческой индивидуальности дирижёра. 12345