Виола да гамба
Вио́ла да га́мба (итал. viola da gamba, буквально – виола у ног, у колен; англ. viol; гамба, нем. Gambe), западноевропейский струнный смычковый инструмент конца 15 – 18 вв. Наряду с лютней и органом важнейший инструмент того времени.
Наиболее ранние зафиксированные изображения (около 1475–1480) происходят из северо-восточной Испании. По форме эти инструменты напоминают щипковую разновидность виолы (виуэлу). Не исключено, что инструмент мог попасть в Италию с представителями семейства Борджиа.
Около 1500 г. виола да гамба начала распространяться в Западной Европе, «классическая» страна ренессансной гамбы – Италия. Слово «виола» в Италии могло означать не только инструменты семейства виол, но и виолу да браччо (viola da braccio – виола у плеча), относящуюся к скрипичному семейству; при этом термин «виолоне» (violone – большая виола) мог применяться к басовым или контрабасовым инструментам обоих семейств. Теоретики эпохи Ренессанса в целях достижения большей точности добавляли к термину «виола» дополнительные определения, название «виола да гамба» является одним из них.
В 15–16 вв. виолы да гамба были внешне разнообразны: с покатыми и крутыми плечами, с острыми углами и без углов, с плавными округлыми либо сложными волнистыми контурами дек. Резонаторные отверстия могли быть узкими парными (в виде эфов или эсов) или круглыми одиночными (в виде розетки). С 17 в. устанавливается классическая конструкция: 8-образный корпус с покатыми плечами, высокими обечайками, выпуклой верхней декой, высокой подставкой (мостиком), относительно короткой шейкой, резной головкой. К концу 16 в. господствующей становится 6-струнная модель, к концу 17 в. басовые гамбы оснащаются 7-й – басовой – струной.
Настройка кварто-терцовая. Высота строя зависит от размеров гамбы. При игре инструмент располагается вертикально; этот способ получил название «а гамба», или «виольный»; горизонтальное расположение («а браччо» – «у плеча»), свойственное инструментам скрипичного семейства, для виол нехарактерно. Способ держания смычка – захватом снизу – также называется «виольным». Звук виолы да гамба несильный, динамически гибкий, темброво разнообразный, лёгкий. Музыка для неё записывалась в обычной для того времени мензуральной нотации, иногда применялась лютневая табулатура.
В 16 в. образовалось т. н. виольное семейство; составлявшие его виолы разных размеров образовывали ансамбль – консорт. Наиболее постоянными были сопрановая – «дессю» (франц. dessus de viole), теноровая и басовая виолы. В качестве сольного инструмента среди виол в 16 в. выделилась басовая. Специфическая английская разновидность сольной басовой виолы – лира-виола, предназначенная для исполнения многоголосной фактуры. Во Франции в 18 в. приобрела популярность «пардессю» (pardessus de viole) – «сверхсопрановая» виола.
Лучшие виольные мастера 16 в.: П. Микели да Монтекьяро (Брешиа), А. Чичилиано (Мантуя), Г. Дюиффопругкар (Лион; происходил из немецкой династии Тиффенбруккер). Среди английских мастеров 16–17 вв.: Дж. Роуз, Г. Джей, Р. Мирс, Дж. и Ф. Бейкер, Б. Норман. Французские мастера конца 17 – 18 вв.: Н. Бертран, Б. Флёри, М. Колишон, Г. Барбе, Ж.-Б. Деэ (псевдоним Саломан), Ф. Ле Жён. Среди немецких и нидерландских мастеров 17–18 вв. выделяются: И. Тильке, Г. Эберт, П. Рамбаутс, М. Хофманс.
В Италии виола да гамба, вытесненная скрипкой, утратила своё значение к началу 17 в., но в других странах виольная культура к этому времени только начинала расцветать. Именно в 17 в. в Англии популярным видом музицирования стала игра в консорте виол, вершин достигло сольное исполнительство на басовой виоле. Представители английской школы, композиторы и исполнители: Т. Таллис, К. Тай, У. Бёрд, А. Холборн, Дж. Дауленд, О. Гиббонс, Дж. Копрарио, У. Лоус, А. Феррабоско (младший), Т. Томкинс, Дж. Дженкинс, М. Локк, Г. Пёрселл.
Во Франции виола чаще использовалась в ансамблях. Среди авторов и исполнителей-виолистов: Ж. де Сент-Коломб, М. Маре, К. Ле Жён, Э. дю Корруа, Л. Куперен, А. Форкре, Л. де Ке д’Эрвелуа, Дю Бюиссон, Ж.-М. Леклер, Ж. Боден де Буамортье, Ж.-Ф. Рамо, Л.-Н. Клерамбо, М. Пиньоле де Монтеклер.
В Германии и Нидерландах школа солистов-виртуозов на басовой виоле развивалась с конца 17 в. Солирующая виола да гамба в Германии могла заменяться виолончелью; это обстоятельство сыграло свою роль в «долговечности» немецкой виольной музыки (в первую очередь сочинений И. С. Баха), которая продолжала исполняться на виолончели после того, как виола да гамба вышла из употребления. Позднебарочный репертуар представлен сонатами для виолы да гамба и бассо континуо (Д. Букстехуде, Г. Ф. Телеман, К. Ф. Э. Бах), сонатами для виолы да гамба и клавира облигато – специфически северонемецким жанром (К. Ф. Э. Бах). Виола да гамба облигато использована И. С. Бахом в кантатах BWV 76, 152, «Страстях по Иоанну» (ария альта № 58), «Страстях по Матфею» (речитатив и ария баса № 65–66). В Германии и Австрии 17–18 вв. была распространена разновидность виолы да гамба с дополнительными струнами – баритон.
Развитие скрипичной и виолончельной школ и распространение классического европейского оркестра, формировавшегося на основе скрипичного семейства, привели к утрате виольной культуры. Последним знаменитым виолистом-виртуозом и композитором был работавший в Англии немец К. Ф. Абель (ум. 1787).
В конце 19 в. виолу да гамба заново открыл А. Долмеч. В 20–21 вв. гамба стала распространённым инструментом благодаря аутентичному исполнительству. Среди известных современных гамбистов: А. Венцингер, Ж. Саваль, В. Кёйкен, А. Т. Гринденко.