Банкьери Адриано
Банкье́ри Адриа́но (Adriano Banchieri) (3.9.1568, Болонья – 1634, там же), итальянский композитор, органист, теоретик музыки и литератор.
В 1587 г. вступил в орден бенедиктинцев (в 1590 дал монашеские обеты). С 1591 г. учился игре на органе, музыкальной теории и композиции у Дж. Гуами – органиста кафедрального собора в Лукке. В 1592–1609 гг. служил органистом в приходских и монастырских церквах Лукки, Сиены, Имолы и других городов Италии, в 1609–1634 гг. – в большом монастыре Сан-Микеле-ин-Боско в Болонье. Признанный органист, в 1607 г. Банкьери участвовал в освящении нового органа в орденской резиденции Монте-Оливето-Маджоре (в провинции Сиена). С 1615 г. действительный член нескольких болонских музыкальных академий (в этом светском амплуа выступал под игривым псевдонимом Il Dissonante). В круг общения Банкьери, кроме Гуами (которого Банкьери прямо называет своим другом), входили Дж. Дирута, К. Монтеверди, О. Векки и другие известные музыканты.
Автор 12 полных месс (со специфической заменой песнопения «Benedictus» мотетом), органных версетов и фобурдонов к стандартным песнопениям оффиция (гимнам, магнификатам, псалмам и др.), латинских мотетов в старой полифонической (для вокального ансамбля без сопровождения) и новой гомофонной манерах (под названием «концерты», «диалоги», «размышления», в сопровождении инструментов). Сборник «Церковные концерты» для двух 4-голосных хоров (1595) – одно из первых в истории музыки сочинений с партией бассо континуо (выписанной, ещё без цифровки).
Среди светских сочинений наиболее известны 3- и 5-голосные канцонетты и мадригалы (первоначально для вокального ансамбля, в дальнейшем с бассо континуо), объединённые в так называемые мадригальные комедии: «Сумасбродство старости» («La pazzia senile», 1598; это сочинение выдержало 6 прижизненных изданий), «Благоразумие молодости» («La saviezza giovenile», 2-я редакция 1628), «Музыкальная всячина» («Il zabaione musicale», 1604), «Лодка из Венеции в Падую» («Barca di Venetia per Padova»; 2-я редакция 1623) и др. Популярность им обеспечили относительная простота музыкального языка и формы, но прежде всего сюжеты и образы из обыденной жизни, «низкий стиль» вплоть до откровенного шутовства – как в мадригальной комедии «Праздник широкой Масленицы» («Festino nella sera del Giovedì grasso», 1608), где в части «Звериный контрапункт» («Contraponto bestiale») мелодия с «латинским» текстом в манере григорианского хорала сочетается со звукоподражанием домашним животным и лесным птицам. Тексты мадригальных комедий (стихи для музыки и интермедий, прозаические прологи и др.) Банкьери, как правило, сочинял сам.
В инструментальном наследии Банкьери доминируют небольшие пьесы в жанре «канцона во французской манере» (canzone alla francese; всего около 30) и близкие им по стилю фантазии – полифонические пьесы для органа и разных ансамблей.
Музыкально-теоретические и дидактические работы Банкьери направлены на современную автору музыкальную практику; их он непрестанно редактировал (расширял либо, наоборот, сокращал для инструктивных целей). В трактате «Музыкальные листки» («Cartella musicale», 3-е издание 1614) дал описание нарождающейся акцентной метрики (различал сильную и слабую доли, тактовую черту и лигу «через такт»). В попытке приспособить сольмизацию к давно бытовавшей миксодиатонике придумал новые слоги «ba» (для си-бемоля) и «bi» (для си-бекара). Учение Банкьери о гармонии по-своему отразило переход в современной ему музыке от монодической модальности к мажорно-минорной тональности: 8 ладов опираются на разные звукоряды «старых» церковных тонов (а не на 2 звукоряда, как в классической тональности), но вместе с тем обладают фиксированными по высоте и одновысотными «началом» и «концом» (principante = finale, т. е. фактически тоникой) и «срединным» устоем (mezana), в большинстве случаев совпадающим с позднейшей доминантой; например, 2-й лад Банкьери описывает как дорийский транспонированный с тоникой g и вторым устоем d.
В 1605 г. опубликовал пособие для церковных органистов «Звучащий орган» («Lʼorgano suonarino») – ценный памятник исполнительской практики раннего итальянского барокко. 2-я, расширенная, редакция (1611) включает «Музыкальный диалог Банкьери с другом, пожелавшим играть на органе бассо континуо уверенно и во всякой манере» («Dialogo musicale del R. P. D. Adriano Banchieri bolognese con un amico suo che desidera sonare sicuramente sopra un basso continuo nell’organo in tutte le maniere»). Банкьери даёт первоначальные сведения о цифровке (numeri sonori), звуковысотной вертикали (фактически об аккордах), альтерации, регистровке и др. Пособие обильно иллюстрировано примерами басовой гармонизации традиционного распева в «новом стиле» и небольшими образцами разных жанров (фантазия, ричеркар, канцона, диалог, соната, токката, баталья). Здесь же Банкьери описывает изобретённый им клавишный инструмент арпитаррон (arpitarrone; в других публикациях Банкьери называет его арпикитаррон – arpichitarrone, от итал. arpa – арфа и chitarrone – китаррон); его изготовил по замыслу Банкьери в Милане французский мастер Мишель де Од. Инструмент представлял собой басовую разновидность «лютневого клавесина» (по Банкьери, arpicordo leutate) и предназначался в основном для исполнения партии бассо континуо. Среди других нововведений Банкьери – знаки музыкальной динамики F. (forte) и P. (piano), которые отмечаются в его светских («Gli festinanti» из «Праздника широкой Масленицы») и церковных сочинениях (дуэт «Ego dormio» на знаменитый эротический текст из Песни Песней 5:2-4; 1613).
«Гармонические письма» («Lettere armoniche»; 2-я, дополненная, редакция 1630; «гармонический» в заглавии следует понимать риторически, а не как музыкальный термин) – сборник реальных и воображаемых писем (часто в форме эссе, иногда в стихах), посвящённый разным вопросам эстетики и поэтики художественного творчества (главным образом литературного и музыкального). Автор мыслил свои письма в «гармоническом консонансе» (consonanti allʼarmonia) с «Поэтикой» Аристотеля, «Декамероном» Дж. Боккаччо, «Одиссеей» Гомера, «Scherzi» Монтеверди, «Амфипарнасом» Векки и т. д. Банкьери увлекался изучением диалектов итальянского языка (болонский диалект описан в книге «Discorso della lingua Bolognese»; 3-е издание 1629), для придания вокальной музыке национального колорита внедрял диалектные тексты в свои светские сочинения.