Гринденко Татьяна Тихоновна
Гринде́нко Татья́на Ти́хоновна (род. 29.3.1946, Харьков, Украинская ССР, ныне Украина), российская скрипачка, народная артистка РФ (2002).
Начала заниматься музыкой в Харьковской средней специализированной музыкальной школе-интернате (с 2021 Харьковский государственный музыкальный лицей). В 1971 г. окончила Московскую консерваторию по классу Ю. И. Янкелевича. Победительница Международного юношеского конкурса в Софии (1968) и Международного конкурса имени Г. Венявского (Познань, 1972). 4-я премия 4-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970; 1-ю премию получил Г. Кремер, первый муж и постоянный сценический партнёр Т. Т. Гринденко).
Участвовала в организованных А. Б. Любимовым ансамблях «Музыка – XX век» (1969–1974) и «Московский барочный квартет» (1975–1982). С 1974 г. солистка Москонцерта. Играла в экспериментальных рок-группах «Бумеранг» Э. Н. Артемьева (1975–1978) и «Форпост» В. И. Мартынова (1977–1979). С 1980 г. солистка Московской филармонии. В связи с участием в музыкальных акциях и фестивалях авангардной музыки в 1978–1988 гг. была «невыездной».
Создательница (вместе с Любимовым) и руководительница ансамбля «Академия старинной музыки» (1982), работающего в русле аутентичного исполнительства. На его основе в 1999 г. организовала (вместе с В. И. Мартыновым, своим вторым мужем) ансамбль современной музыки Opus posth. Гринденко участвует в премьерах большинства сочинений Мартынова.
С 1989 г. гастролирует за рубежом. Вместе со своими ансамблями участвовала в постановках: опер «Король-пастух» Б. Галуппи (1998, Италия), «Упражнения и танцы Гвидо» В. И. Мартынова (1997, Германия), мистерии «Игра человеков и ангелов» Мартынова (2000, Таллин), спектакля «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» Ю. П. Любимова (2004, Москва), музыкальной мелодрамы Е. И. Фомина «Орфей и Эвридика» (2007, Москва, режиссёры М. А. Краснопольская и И. М. Эпельбаум) и др. Принимала участие в крупных фестивалях, в том числе в европейских фестивалях старинной музыки, регулярно выступает в программах международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (основан в 2009, Москва).
Среди музыкантов, сотрудничавших с Т. Т. Гринденко: Н. Арнонкур, В. П. Афанасьев, Ю. А. Башмет, К. П. Кондрашин, М. Л. Ростропович, Ю. Х. Темирканов, Х. Холлигер и др.
Репертуар Т. Т. Гринденко охватывает музыку барокко, отдельные произведения композиторов эпохи классицизма, а также значительное количество сочинений 20–21 вв. Ряд композиторов, в числе которых П. В. Карманов, Л. Ноно, А. Пярт, В. В. Сильвестров, посвятили ей свои сочинения. Первая исполнительница Concerto grosso № 1 А. Г. Шнитке (посвящён Т. Т. Гринденко, Г. Кремеру и С. Сондецкису), концерта для двух скрипок, подготовленного фортепиано и камерного оркестра «Tabula Rasa» Пярта (обе премьеры – 1977). В репертуаре практически отсутствует музыка эпохи романтизма (исключение – Ф. Шуберт, в 2000-х гг. начала играть И. Брамса). Объясняя свою эстетическую позицию, Гринденко говорит: «...у меня психология не романтического солиста, а авангардного человека, делающего музыку вместе со всеми» (Двоскина. 2003. С. 55), а также упоминает, что ей «не нравятся состояния, которые спровоцировали написание этих [романтических] музыкальных текстов» (Двоскина. 2003. С. 57).
В дискографии Т. Т. Гринденко, изданной фирмами «Мелодия», Eurodisk, Ondine, Deutsche Grammophon и другими компаниями, представлены произведения А. Вивальди, А. Корелли, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Б. Бартока, С. С. Прокофьева, А. Г. Шнитке, В. И. Мартынова.
Исполнительские интерпретации как самой Т. Т. Гринденко, так и её ансамблей (участники которых, как правило, полностью транслируют творческую волю руководительницы) характеризуются стремлением к аутентичному воспроизведению стиля сочинения (независимо от времени его создания), чрезвычайно глубоким погружением в музыкальную ткань и повышенным вниманием к деталям. «Всё, что она [Гринденко] делает на сцене – играет или возглавляет, – есть "акция", то есть сосредоточенное вслушивание – воспроизведение "шума времени"... <...> ...Главное свойство Гринденко – упорно и страстно прислушиваться к "дыханию времени"» (Двоскина. 2003. С. 49).
Государственная премия РФ (2002, вместе с В. И. Мартыновым) – «за создание и исполнение сочинений "Апокалипсис", "Плач пророка Иеремии", "Магнификат", "Реквием", "Ночь в Галиции", "Упражнения и танцы Гвидо", "Игры человеков и ангелов", "Песнь песней"».
Брат – А. Т. Гринденко.