Вирдунг Себастьян
Ви́рдунг Себастья́н (Sebastian Virdung; Себастьян Гроп, Sebastian Grop) (вероятно, 19 или 20.1.1465, Амберг, Верхний Пфальц, Бавария – после 1511, место смерти неизвестно), немецкий теоретик музыки; священник.
Точных биографических сведений о его жизни сохранилось мало. Его отец, Вернцлейн Вирдунг (Wernczlein Vierdung), в 1475 г. стал гражданином Амберга, в 1486 г. – Нюрнберга (владелец гостиницы); в 1469 г. Фридрих III Габсбург даровал ему фамилию Гроп. Первоначальное общее и музыкальное образование С. Вирдунг получил, вероятно, в школе Святого Мартина в Амберге. С 1483 г. обучался в Гейдельбергском университете, примерно тогда же начал служить певчим в придворной капелле курфюрста Пфальцского Филиппа (там же работал органист А. Шлик), брал уроки у капельмейстера (Sängermeister) Иоганна фон Зоста (Johannes von Soest). Став священником, получил церковные бенефиции в Ленгенфельде близ Фельбурга (Верхний Пфальц, Бавария, 1489) и Шталеке (Рейнланд-Пфальц).
Вероятно, в 1495 г. Вирдунг стал капельмейстером в пфальцской придворной капелле (сменив на этой должности И. фон Зоста), где служил до 1505 или 1506 г. Примерно с 1505 г. работал в капелле Вюртембергского герцога Ульриха (Штутгарт); в 1507 г. получил место сукцентора (помощника руководителя хора) в кафедральном соборе Констанца (Баден-Вюртемберг; в это же время там работал Х. Изак), откуда был уволен уже в 1508 г. В 1510 г. в Аугсбурге встретился на собрании рейхстага со страсбургским епископом Вильгельмом фон Хонштайном, которому посвятил трактат «Musica getutscht und außgezogēn» («Музыка, изложенная по-немецки»; Базель, 1511). Сведения о дальнейшей судьбе Вирдунга отсутствуют.
«Musica getutscht» – первый печатный трактат о музыкальных инструментах, снабжённый иллюстрациями и комментариями. Написан на немецком языке (вопреки традиции латинских трактатов), что свидетельствует о предназначении текста для любителей музыки. Пользовался популярностью на протяжении долгого времени. В 1518 г. священник и органист Отмар Люсциний частично перевёл его на латынь и поместил вместе с иллюстрациями в свой трактат «Musurgia seu praxis musicae» («Музургия, или Музыкальная практика»; Страсбург, 1536, 2-е издание 1542). Затем последовали вольные переводы на французский («Livre plaisant et très utile», «Очень полезная и приятная книга», 1529), нидерландский («Dit is een seer schoon Boecxken», «Очень красивая книга», 1554, 2-е издание 1568; все изданы в Антверпене). Многие иллюстрации из «Musica getutscht» привёл М. Агрикола в трактате «Musica instrumentalis deudsch» («Инструментальная музыка по-немецки»; Виттенберг, 1529). Описания инструментов, сделанные Вирдунгом, использовал М. Преториус во II томе «Syntagma musicum» (Вольфенбюттель, 1619).
Наибольшую ценность в трактате представляют изображения музыкальных инструментов и комментарии к ним. С. Вирдунг перечислил и сопроводил иллюстрациями (гравюрами) известные ему инструменты (в том числе вышедшие из употребления к тому моменту) и дал их классификацию, разделив на струнные, духовые и ударные. Более тонкая дифференциация инструментов основана на структурных особенностях (наличие или отсутствие ладов, пальцевых отверстий). Принципиальное значение в классификации Вирдунга имело удобство при обучении игре (видимое разграничение звуков на инструменте, соответственно, возможность записать музыку в табулатуре).
Большое внимание в трактате уделено табулатурам – клавирной (старонемецкой), лютневой и флейтовой (изобретена самим С. Вирдунгом), в связи с чем даны сведения о звукоряде, мензуральной нотации, длительностях и т. д. В книге содержится первое среди немецкоязычных работ описание флейт (приведённая аппликатура, почти соответствующая барочной, с небольшими изменениями используется поныне). Специфика музыкального образования Вирдунга (вероятно, игре на музыкальных инструментах он учился самостоятельно) могла обусловить ошибки в табулатурах и некоторых гравюрах, отмеченные уже А. Шликом в 1512 г. в предисловии к «Табулатурам некоторых гимнов» («Tabulaturen etlicher Lobgesang»; оформлено как письмо и ответ Шлика на него).
Автор пяти четырёхголосных песен (одна из них, «O haylige, onbeflecte, zart iunckfrawschafft marie», представлена в виде табулатур и партитуры в трактате «Musica getutscht»; остальные, сочинённые около 1505, опубликованы в песенном сборнике П. Шёффера «Liederbuch», 1513).