«Хорошие и плохие ноты»
«Хоро́шие и плохи́е но́ты» (итал. nota buona e nota cattiva), концепция организации долей в такте в европейской музыке конца 16–18 вв. Описывается у Дж. Дируты в трактате «Il Transilvano» (1593), в предисловии Г. Муффата к сборнику оркестровых сюит «Florilegium Secundum» (1698) с вариантами перевода «edle [Noten]» и «schlechte [Noten]» (нем.), «[notes] bonne» и «[notes] viles» (франц.), у И. А. Хиллера в труде «Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesange» (1774), и др. Как ударные и безударные слоги в речи, «хорошие» и «плохие» ноты чередуются; «хорошие» ноты при этом располагаются на нечётных долях такта (в трёхдольном такте – на первой), а также на нечётных подразделениях долей, «плохие» – на чётных (в трёхдольном такте – на второй и третьей). «Хорошие» ноты подходят для использования устойчивых гармоний, каденций, в вокальной музыке – ударных слогов, при исполнении могут подчёркиваться динамически и/или с помощью удлинения. Напротив, «плохие» ноты часто исполняются более коротко и легко и используются для проходящих гармоний. Концепция «хороших и плохих нот» играет важную роль в исполнении музыки эпохи барокко и раннего классицизма, влияя на артикуляцию, динамику, фразировку и аппликатуру.