Хаммерклавир
Хаммерклави́р, молоточковое фортепиано (нем. Hammerklavier, буквально – молоточковый клавишный инструмент; итал. pianoforte; англ. fortepiano), старинный струнный клавишный инструмент, в котором используются молоточки.
Название «молоточковое фортепиано» употребляется в русском языке для отличия исторических инструментов от современного фортепиано; на Западе для обозначения хаммерклавира используется термин fortepiano или pianoforte.
Расцвет хаммерклавира пришёлся на последнюю четверть 18 в. – 1-ю треть 19 в. В этот период сформировались 2 крупные школы – венская (или немецкая) и английская (или лондонская), различающиеся типом механики.
Отличия от клавесинов, клавикордов и современного фортепиано
Важнейшее отличие молоточкового фортепиано от клавесина и клавикорда касается механизма звукоизвлечения. Если в клавесине используются толкачики с закреплёнными на них плектрами и демпферами, напрямую соединённые с клавишами, а в клавикорде – тангенты, в хаммерклавире применяются ударяющие по струнам молоточки, являющиеся частью многосоставной конструкции. Демпферы хаммерклавира часто вынесены в отдельный блок. Корпус инструмента более прочный и тяжёлый, струны более толстые и сгруппированы хорами. Если на клавесине сила звучания регулируется главным образом ручным переключением регистров, то в хаммерклавире она в значительно большей степени зависит от силы нажатия клавиш.
Как и в случае современного фортепиано, предшественником которого является хаммерклавир, конструкция инструмента состоит из корпуса, резонансной деки, струн, клавишного и педального механизмов. Клавиатура хаммерклавира по сравнению с современным фортепиано обладает меньшим диапазоном, меньшим размером клавиш и меньшей амплитудой их хода. Педальный механизм может быть представлен в разных вариантах: переключаемые руками рычаги над клавиатурой; расположенные на нижней части корпуса под клавиатурой педали, нажимаемые коленями; ножные педали, закреплённые на ближайших к исполнителю опорах корпуса; привычная педальная лира, на которой в поздних инструментах могло размещаться до 6 педалей (часть из них отвечала за специальные тембральные эффекты, в современных фортепиано не сохранившиеся). Струны хаммерклавира натянуты параллельно друг другу. Изначально мощное звучание инструмента (и, соответственно, более сильное натяжение струн) не требовалось, поэтому в корпусе отсутствует металлическая рама.
История
Инструменты Б. Кристофори
Первое молоточковое фортепиано было изготовлено во Флоренции около 1700 г. итальянским мастером Б. Кристофори. В сделанном позднее описании поэта и исследователя искусства Франческо Шипионе Маффеи (1675–1755) оно названо «клавесином с громким и тихим [звучанием]» («gravicembalo col piano e forte»; анонимная статья в периодическом издании Giornale De' Letterati d'Italia, 1711). Инструменты Кристофори действительно имели как конструктивное, так и тембральное сходство с современными им итальянскими клавесинами, но были прочнее и тяжелее из-за использования более толстых струн и их большего натяжения. Молоточки, представлявшие собой полые цилиндры, оклеенные кожей, были закреплены на отдельном бруске и приводились в действие толкачиками, соединёнными непосредственно с клавишами, на задних концах которых также были закреплены поднимаемые при нажатии демпферы. Такая «толкающая» механика (нем. Stossmechanik) позднее легла в основу хаммерклавиров английской фортепианной школы. На одном из сохранившихся инструментов Кристофори есть возможность сдвинуть клавиатуру так, чтобы молоточки ударяли только по одной струне (приём, известный ныне как una corda). При жизни мастера его молоточковые фортепиано не получили популярности.
Австрия и Германия
В Германии первые опыты по созданию молоточкового фортепиано были осуществлены г. Зильберманом. Его лучшие инструменты, одобренные И. С. Бахом, относятся к 1740-м гг. Их механика имеет много общего с механикой Б. Кристофори. Зильберман внёс в конструкцию 2 ручных переключателя для подъёма демпферов в верхней и нижней частях звукоряда, добавив таким образом второй из важнейших педальных эффектов, за который в современных фортепиано отвечает правая педаль.
Немецкая, или венская, школа связана главным образом с «подбрасывающей» механикой (нем. Prellmechanik), которую развивали и совершенствовали Иоганн Андреас Штайн (1728–1792; Аугсбург, Германия) и Антон Вальтер (1752–1826; Вена). (Они работали независимо, однако Вальтер усовершенствовал механику Штайна, добавив фенгер – тормозную колодку, предотвращающую рикошет молоточка при возвращении в исходное положение после удара по струне.) Отказ от многочисленных соединительных элементов между клавишей и молоточком придал клавиатурам инструментов венской школы характерные лёгкость и отзывчивость, позволявшие добиваться тонкой нюансировки. Демпферы в инструментах Вальтера и Штайна располагались в бруске, установленном над струнами (т. н. консольная система демпферов); с помощью коленной педали, размещённой под клавиатурой, можно было поднимать все демпферы сразу.
Консольная система демпферов. Хаммерклавир фирмы Neupert (копия инструмента И. Я. Кённике, ок. 1790). Из коллекции старинных инструментов Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.Вторая коленная педаль отвечала за эффект una corda или, в зависимости от конструкции инструмента, эффект сурдины, создаваемый благодаря сдвигу полоски материи на место удара молоточка по струне; иногда (особенно в более поздних хаммерклавирах) в наличии были оба эффекта. В дополнение к ним некоторые инструменты оснащались педалями, отвечавшими за более экзотические тембры. К примеру, т. н. фаготовая педаль работала по принципу сурдины, но с использованием тонкой ткани или бумаги, создававшей жужжащий призвук, ассоциирующийся с тембром фагота. «Янычарские» (или «турецкие») педали, призванные имитировать звучание турецких военных оркестров, управляли механизмами, ударяющими по установленным в корпусе бубенцам. Диапазон клавиатуры составлял около 5 октав.
К 1777 г. венская механика развилась достаточно для того, чтобы отвечать требованиям В. А. Моцарта. Он считается основателем венской исполнительской школы, черты которой во многом обусловлены возможностями и особенностями местных инструментов, обладающих звонким, ясным звучанием, требующих от исполнителя отчётливой артикуляции и в целом большей прозрачности. К представителям этой школы относятся ученик Моцарта И. Н. Гуммель, а также И. Мошелес, К. Черни, А. Эберль.
Венская механика использовалась в инструментах мюнхенского мастера Иоганна Людвига Дулькена (1761–1836), венских мастеров Конрада Графа (1782–1851), дочери И. А. Штайна Наннетт Штрайхер (1769–1733) и её мужа Иоганна Андреаса Штрайхера (1761–1833). В позднейших инструментах, обладающих более широким диапазоном, по мере усиления звучности характерные отчётливость и лёгкость несколько сглаживались.
Англия
В Англии первым известным мастером стал Йоханнес (Иоганн Кристоф) Цумпе (1726–1790), приехавший в Лондон около 1760 г. и производивший там простые прямоугольные молоточковые фортепиано. И. К. Бах, оказавшийся в Лондоне в то же время, активно пропагандировал новый инструмент, повышая таким образом интерес к хаммерклавиру и спрос на него. Упрощённую «толкающую» механику фортепиано Цумпе на протяжении 1770-х гг. совершенствовали Америкус Бекерс (годы деятельности 1763–1778), создавший собственно английскую механику, не имеющую прямого соединения с клавишами, Роберт Стодарт (годы деятельности 1775–1796), запатентовавший этот тип механики в 1777 г., и Дж. Бродвуд, внёсший дополнительные улучшения.
В клавирах английской школы применялась т. н. ирландская система демпферов, расположенная непосредственно над струнами и сходная с механизмом, применяющимся в современных роялях. Более звучные и гулкие, чем инструменты венской школы, и обладающие более тяжёлой и тугой клавиатурой, английские инструменты сформировали композиторскую и исполнительскую школу, в которой большое внимание уделялось использованию legato и правой педали. К этой школе принадлежали М. Клементи, его ученики И. Б. Крамер и Дж. Филд, а также Я. Дусик.
Франция. Инструменты С. Эрара
Английским молоточковым фортепиано родственны французские инструменты С. Эрара – изобретателя двойной репетиции (запатентована в 1821), позволяющей повторно извлекать звук нажатием клавиши, не дожидаясь её возвращения в исходную позицию. Появление этого механизма решало проблему большого хода клавиш, который, в свою очередь, был следствием усиления натяжения струн и утяжеления молоточков – изменений, продиктованных стремлением к большей мощности звука.
США
В США самое раннее упоминание хаммерклавира относится к 1771 г. Первое молоточковое фортепиано (прямоугольное) создано в 1775 г. Йоханом (Джоном) Берентом. Первым значительным изготовителем хаммерклавиров считается Чарлз Албрехт (около 1760 – 1848), работавший с середины 1780-х гг. и производивший точные копии английских инструментов. Именно к американской части истории развития фортепиано относится изобретение Джоном Айзеком Хокинсом (1772–1855) пианино (запатентовано в 1800).
Переход к современному фортепиано
Практически невозможно определить период, когда хаммерклавир уступил место современному фортепиано, поскольку элементы конструкции последнего вводились постепенно. Уже к концу 18 в. в английских инструментах стали использоваться металлические укрепления, призванные компенсировать нагрузку на корпус. В 1825 г. Алфеус Бэбкок (1785–1842), работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму; Бродвуд и Эрар также освоили производство инструментов с подобной рамой. Ещё одним шагом, позволившим увеличить натяжение струн, стало их перекрёстное расположение, введённое в 1839 г. парижским мастером Жаном Анри Папе (1789–1875). Кроме того, на протяжении всего периода развития хаммерклавира увеличивался диапазон его клавиатуры, постепенно приближаясь к диапазону современных роялей и пианино. Окончательно современная конструкция фортепиано сформировалась приблизительно в середине 19 в.
Хаммерклавир в современной исполнительской практике
Молоточковое фортепиано в рамках аутентичного исполнительства вернулось на сцены концертных залов во 2-й половине 20 в. Музыка венских классиков, а вслед за тем и репертуар эпохи романтизма ныне всё чаще играется на инструментах, соответствующих времени создания произведения, или их копиях.
В числе известных музыкантов, использующих хаммерклавир в выступлениях и записях: Малколм Билсон (род. 1935), А. Б. Любимов, А. Шифф, Р. Браутигам, А. Штайер, Барт ван Оорт (род. 1959), Ричард Игарр (род. 1963), Ю. В. Мартынов, О. В. Мартынова, А. М. Мельников, О. Н. Пащенко (род. 1986).
Сохранившиеся оригинальные инструменты находятся в частных и музейных коллекциях, а также во многих высших учебных заведениях, поскольку молоточковые фортепиано, наравне с другими историческими инструментами, вошли в учебные программы. Хаммерклавир фирмы Neupert (копия инструмента Л. Дулькена, ок. 1815). Из коллекции старинных инструментов Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.Среди известных создателей копий хаммерклавиров (чаще венской школы, что, вероятно, связано с большей популярностью композиторов, пользовавшихся инструментами этого типа) – фирма Neupert (Бамберг, Германия), мастера Филип Белт (1927–2015), Маргарет Худ (1937–2008), Пол Макналти, Крис Мане (оба род. 1953).
Конкурсы исполнителей на исторических фортепиано проводятся в США и Европе. Самые известные из них – Международный конкурс исполнителей на исторических инструментах имени Шопена (Варшава), Международный конкурс в Брюгге (Бельгия).