Музыкальная риторика
Музыка́льная рито́рика, система музыкальных приёмов, опирающаяся на риторику.
Распространена в 17 – 1-й половине 18 вв. в странах Европы, теоретически осмыслена в трактатах К. Бернхарда, И. Бурмейстера, И. Г. Вальтера, А. Кирхера, И. Маттезона, И. А. Шейбе и других немецких учёных. Связана с характерным для эпохи барокко взглядом на музыку как подобие ораторской речи. Музыканты стремились изображать и возбуждать в слушателях определённые аффекты.
Категории риторики, касающиеся разработки ораторской речи, переносились на музыкальную риторику. Наиболее развитой частью музыкальной риторики было decoratio (лат. – украшение), основу которого составляли музыкально-риторические фигуры (лат. – figurae) – мелодические, гармонические, ритмические и другие обороты, многие из которых использовались ещё в 16 в. (особенно в творчестве итальянских мадригалистов). В вокальной музыке яркие мелодические обороты усиливали смысл слов и со временем приобрели устойчивые значения. Фигуры изобразительного характера иллюстрировали понятия, обозначенные в их названиях: anabasis («восхождение»), catabasis («нисхождение»), circulatio («кружение») и др. Некоторые фигуры, имеющие в своём составе подчёркнутые интервальные ходы, передавали восклицание (exclamatio) либо вопрос (interrogatio), становились символом общего характера музыки, например трагического при использовании хроматически нисходящего хода от I к V ступени в басу – passus duriusculus («жестковатый ход») в арии Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. В музыкальных трактатах зафиксировано свыше 80 различных фигур. При этом приложение к музыке категорий риторики и фигур не имело универсального значения.
В середине 18 в. музыкальная риторика как теоретическая система стала устаревать, однако выработанные в ней приёмы фрагментарно использовались и позднее.